Россиянам напомнили о популярных мошеннических схемах перед Днем матери

. Аферисты подделывают голос ребенка, который просит деньги на подарок

Немкин: в преддверии Дня матери мошенники с помощью ИИ имитируют голос ребенка

Обновлено 27 ноября 2025, 09:38
Россиянам напомнили о популярных мошеннических схемах перед Днем матери
Фото: fizkes / Shutterstock / FOTODOM

В преддверии Дня матери, который в этом году отмечается 30 ноября, мошенники начали применять схему с использованием искусственного интеллекта. Нейросеть имитирует голос ребенка, который просит срочно перевести деньги, сообщил агентству «РИА Новости» член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, федеральный координатор проекта «Единой России» «Цифровая Россия» Антон Немкин.

«Звонящий может имитировать голос дочери или сына, которые срочно покупают подарок маме и просят перевести деньги. Подобные сценарии опасны тем, что воздействуют на эмоции человека, количество таких атак в последние месяцы продолжает расти», — пояснил депутат.

Другая распространенная схема в преддверии Дня матери — обман через фальшивые интернет-магазины, предлагающие цветы, косметику, бытовую технику и другие подарки по необычайно низким ценам. Пользователей убеждают оплачивать заказ заранее, обещая быструю доставку к праздничной дате. После перевода средств продавец исчезает.

«Реклама таких площадок активно распространяется через социальные сети и мессенджеры», — предупредил парламентарий.

Еще одна мошенническая схема — фейковые уведомления от служб доставки. Гражданам ко Дню матери рассылают СМС о посылке, которую якобы нужно подтвердить, оплатить или предоставить дополнительные данные. Переход по ссылке ведет на поддельные сайты, где собираются персональные данные и реквизиты карт. Для убедительности мошенники копируют дизайн и логотипы крупных логистических компаний.

Самая популярная схема обмана россиян

Наиболее распространенной схемой обмана россиян в последние месяцы стала стратегия, когда мошенники вынуждают жертв самих звонить злоумышленникам. Так аферисты обходят блокировку звонков в мессенджерах, сообщали ранее «Известия». Чаще всего мошенники маскируются под службы доставки, управляющие компании или службы безопасности. Письменный диалог с человеком в таких схемах чаще всего начинается с отвлеченных тем — например, замена домофонов, проверка счетчиков, подозрительная авторизация. Мошенники могут присылать СМС и письма, писать в мессенджеры. Например, пользователю приходит письмо, что он якобы совершил вход в важный сервис. В том же сообщении будет написано: «Позвоните по указанному номеру телефона, если это были не вы». Формально звонок инициирует сама жертва.

Цели злоумышленников — получение доступа к банковским счетам и личным данным, установка вредоносного ПО через звонки и СМС и вымогательство денег под видом спасения средств или решения проблем с госорганами.

Основные ошибки жертв мошенников

К наиболее распространенным ошибкам потенциальных жертв мошенников относятся разглашение конфиденциальной информации, установка приложений из непроверенных источников, импульсивные финансовые операции, доверие незнакомцам с «выгодными предложениями», переход по подозрительным ссылкам и публикация личных данных в соцсетях: «Несмотря на предупреждения, многие все еще доверяют звонкам от «сотрудников банка» или «правоохранительных органов», называя номера карт и PIN-коды, коды из SMS, паспортные данные», — говорится в сообщении.

Поделиться
Авторы
Теги