Набиуллина заявила, что ЦБ «перегнул палку» в борьбе с мошенниками
. Она сообщила о росте жалоб на блокировку счетов
Эльвира Набиуллина
Рост жалоб на необоснованную блокировку счетов говорит о том, что где-то «перегнули палку» в борьбе с мошенничеством. Центробанку пришлось «разруливать» ситуации, когда клиентам банков блокировали счета без объяснений, заявила глава Банка России Эльвира Набиуллина на конференции ЦБ «Фокус на клиента». Ее слова передает РБК.
Глава ЦБ отметила, что меры, направленные на борьбу с мошенничеством, уже дали результаты и привели к снижению жалоб о пропаже средств. Однако одновременно с этим участились сообщения о необоснованных блокировках счетов.
«То есть, борясь с мошенничеством, мы где-то перегнули палку, что называется. Клиентам не всегда объясняли, почему заблокировали средства, мы эту ситуацию с вами разруливали, но первые признаки улучшения появились, и надеюсь, что проблема будет решена», — рассказала Набиуллина.
С начала 2025 года Росфинмониторинг получил 840 обращений от граждан и компаний по поводу блокировки банковских счетов — их количество выросло по сравнению с прошлым аналогичным периодом. Как пояснили в ведомстве, рост обращений связан с усилением мер банков против дроп-схем — случаев, когда граждан вовлекают в операции по обналичиванию или выводу преступных средств.
Блокировки чаще всего связаны с нетипичным поведением клиентов, отметил ранее начальник управления аппарата директора Росфинмониторинга Александр Курьянов. К признакам нетипичного поведения относятся частые переводы или операции, не соответствующие официальным доходам. В таких случаях банк ограничивает дистанционное обслуживание и просит клиента объяснить характер операций, при отсутствии нарушений ограничения снимут.
Как узнать причину блокировки счетов
В августе 2025 года Банк России обязал кредитные организации раскрывать конкретные правовые основания для блокировки карты и приостановки операций по счету. Как отметила основатель консалтинговой компании «Девелопмент Групп» Таисия Вепренцева, речь идет о случаях, когда блокировка связана либо с мерами по противодействию отмыванию средств и финансированию терроризма, либо с рисками в сфере платежных систем, например при угрозе несанкционированного списания.
Как отметила юрист, новая норма для самих клиентов означает не только право на информацию, но и конкретные сроки защиты. Теперь банк обязан в течение пяти рабочих дней сообщить причину отказа или блокировки, а затем рассмотреть пояснения клиента в семидневный срок. Если спор не решен, гражданин или компания могут обратиться в межведомственную комиссию при ЦБ, которая обязана вынести решение в течение 20 рабочих дней.
Эксперт напомнила, что ранее банки ссылались на абстрактные «требования регулятора», но при этом не уточняли норму закона. Теперь же, если блокируется карта, приостанавливаются операции или отключается мобильное приложение, банк должен письменно объяснить, на основании какого именно федерального закона принято решение, какой нормой это закреплено и что требуется от клиента для восстановления обслуживания.
Как избежать блокировки счетов
В начале сентября в Центробанке перечислили правила, позволяющие избежать ситуации, при которой банк сочтет перевод клиента подозрительным и заблокирует его карту: не совершать переводов по просьбе незнакомцев, не возвращать самим средства, которые якобы по ошибке пришли на карту. Следует обратиться в банк и попросить его осуществить обратный перевод по реквизитам отправителя. Кроме того, никому нельзя передавать свою карту и доступ в онлайн-банк, нельзя переводить средства незнакомым людям, в том числе оплачивать товары по номеру телефона на рынках и магазинах. Наконец, рекомендуется указывать назначение платежа, так перевод будет понятнее банку.
Во избежание блокировки важно своевременно сообщать в банк об изменениях персональных данных. Индивидуальным предпринимателям следует вести бизнес прозрачно и не допускать задолженностей по налогам. Внимание банков могут привлечь операции, которые связаны с предпринимательской деятельностью, но осуществляются по счету физлица.













