Названа самая популярная схема обмана россиян. Что делают мошенники
. Они маскируются под службы доставки или управляющие компании«Известия»: мошенники все чаще вынуждают россиян первыми звонить аферистам

Самой распространенной схемой обмана россиян в последние месяцы стала стратегия, когда мошенники вынуждают жертв самих звонить злоумышленникам. Так аферисты обходят блокировку звонков в мессенджерах, сообщают «Известия».
Чаще всего мошенники маскируются под службы доставки, управляющие компании или службы безопасности. Письменный диалог с человеком в таких схемах чаще всего начинается с отвлеченных тем — например, замена домофонов, проверка счетчиков, подозрительная авторизация. Мошенники могут присылать СМС и письма, писать в мессенджеры. Например, пользователю приходит письмо, что он якобы совершил вход в важный сервис. В том же сообщении будет написано: «Позвоните по указанному номеру телефона, если это были не вы». Формально звонок инициирует сама жертва.
Цели злоумышленников — получение доступа к банковским счетам и личным данным, установка вредоносного ПО через звонки и СМС и вымогательство денег под видом спасения средств или решения проблем с госорганами.
Как отметил основатель сервиса разведки утечек данных и мониторинга даркнета DLBI Ашот Оганесян, всплеск этой схемы начался после введения в августе 2025 года ограничений на звонки в мессенджерах. Кроме того, толчком стали требования к маркировке исходящих звонков с 1 сентября. Благодаря им даже мобильные номера, используемые для массовых обзвонов, стали довольно быстро попадать в черные списки, добавил он.
Согласно постановлению Правительства РФ от 28.08.2025 № 1300, входящие звонки от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с 1 сентября должны сопровождаться дополнительной информацией на экране смартфона.
Абоненты должны видеть полное или сокращенное наименование юридического лица, ФИО и статус индивидуального предпринимателя либо коммерческое обозначение звонящего. Также будет отображаться категория вызова, указанная в договоре с оператором. Например, если звонящий представляется сотрудником банка, на экране смартфона должно отображаться «Банк». Отсутствие маркировки может указывать на мошенников.
Только за третий квартал 2025 года количество преступлений по такой схеме достигло около 1,2 млн (+22% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года), отметил судебный юрист, управляющий партнер юридической компании «Провъ» Александр Киселев. При этом ущерб от схемы за тот же период составил 65 млрд против 50 млрд руб. В среднем размер ущерба составляет порядка 15–20 тыс. руб., но в отдельных случаях может доходить до сотен тысяч.
Чтобы не попасться на уловки мошенников, нужно критически относиться к любым входящим сообщениям и звонкам, порекомендовал Сергей Голованов из «Лаборатории Касперского». Если во время диалога возникли даже малейшие сомнения, лучше положить трубку и не перезванивать на тот номер, с которого поступил звонок, подчеркнул он. Также стоит подключить двухфакторную аутентификацию для важных сервисов и никому не сообщать конфиденциальные данные: пароли, коды подтверждения.
Основные ошибки жертв мошенников
К наиболее распространенным ошибкам потенциальных жертв мошенников относятся разглашение конфиденциальной информации, установка приложений из непроверенных источников, импульсивные финансовые операции, доверие незнакомцам с «выгодными предложениями», переход по подозрительным ссылкам и публикация личных данных в соцсетях, сообщили ранее в МВД России.
«Несмотря на предупреждения, многие все еще доверяют звонкам от «сотрудников банка» или «правоохранительных органов», называя номера карт и PIN-коды, коды из SMS, паспортные данные», — говорится в сообщении.
К импульсивным финансовым операциям относятся случаи, когда мошенники, провоцируя срочность, сообщают, что на совершение какой-либо выгодной покупки или персонального предложения по какой-либо услуге остается мало времени. У людей не остается времени подумать, и они в панике переводят деньги.
Правила, которые помогут защититься от мошенников
Чтобы защититься от мошенников, необходимо выстроить минимальный уровень защиты, которого пользователь будет придерживаться в повседневном ритме жизни, отметили в МВД. Первое правило: просьбы «срочно», «прямо сейчас» следует рассматривать как стоп-сигнал. Правило второе: выбрать только один канал доверия для критичных действий — к примеру, личный звонок по известному номеру. Третье правило: «срочность, эмоции, риск упустить выгоду, персональные данные» — если в сообщении есть хотя бы два из этих маркеров, то, скорее всего, в нем используется фишинг или социальная инженерия.














