Мошенники начали обманывать россиян через фиктивную доставку алкоголя
. Используется новая сложная схема с двумя звонкамиМТС: мошенники стали обманывать россиян через фиктивную доставку алкоголя

Новая сложная схема мошенничества с двумя звонками опирается на тему доставки алкоголя и имитирует взлом аккаунта на портале «Госуслуги»
В России мошенники в последние несколько недель начали обманывать граждан через фиктивную доставку алкоголя, используя схему с двумя звонками. Такими данными на основе собственной аналитики активности мошенников в мобильной сети с РБК Life поделились в МТС.
Новая сложная схема мошенничества с двумя звонками опирается на тему доставки алкоголя и имитирует взлом аккаунта на портале «Госуслуги». По данным МТС, такие схемы начинают пользоваться все большей популярностью и их процент в общей доле постепенно растет.
Суть мошеннической схемы
Потенциальную жертву пытаются обмануть в несколько этапов.
- Сначала в вечернее время пятницы или в выходные дни, когда вероятность позвонить человеку, желающему купить спиртное, выше, злоумышленники проводят «заманивающий» звонок: они представляются менеджерами службы доставки алкоголя и предлагают товар по эксклюзивной цене.
- Если человеку интересно такое предложение, у него под предлогом резервирования или подтверждения адреса доставки запрашивают личные данные.
- Спустя несколько часов, когда жертва уже забывает о первом звонке, поступает второй звонок — на этот раз мошенники представляются сотрудниками техподдержки «Госуслуг» или правоохранительных органов.
- Собеседник сообщает, что предыдущий звонок был мошенническим, в результате чего аккаунт гражданина на портале «Госуслуг» был якобы взломан. Под предлогом срочного восстановления доступа злоумышленник просит «подтвердить личность» через код из СМС, который на самом деле необходим для авторизации в банковском приложении жертвы или подтверждения списания денег.
«Выбор времени звонков — вечер пятницы или выходные — не случаен: в этот период у человека снижается бдительность и внимание из-за грядущего отдыха после рабочей недели. Чтобы защититься от подобных атак, важно помнить, что сотрудники «Госуслуг» или любых других государственных органов никогда не звонят гражданам для восстановления доступа к аккаунту и не запрашивают коды из SMS. Все подобные операции производятся только через официальное приложение, сайт или официальную почту», — поделился мнением с РБК Life директор продукта «Защитник» МТС Андрей Бийчук.
Как действовать при подобных звонках
Если поступил звонок о «взломе» аккаунта после оформления доставки, необходимо немедленно прекратить разговор и самостоятельно позвонить на официальную горячую линию «Госуслуг» или в банк, номера которых указаны на их официальных сайтах, рекомендуют эксперты по безопасности.
В 2025 году в стране стремительно возросло количество сложных мошеннических схем, предполагающих два и более поочередных звонка одному абоненту. Сервис «Защитник» провел исследование и выяснил: к октябрю доля таких мошеннических звонков удвоилась и достигла 20% по сравнению с началом года.
Наиболее уязвимой группой оказались мужчины старше 65 лет из Москвы с доходом 30–50 тыс. руб. в месяц. Именно на них нацелены самые изощренные атаки. Более четверти всех потенциальных жертв многоступенчатых схем проживают в Москве и Московской области (26%). Также в пятерку лидеров по количеству атак также вошли Краснодарский край (9%), Санкт-Петербург и Ленинградская область (8%), Свердловская область (3%) и Республика Татарстан (2,45%).
Как еще обманывают по телефону
Часто мошенники вынуждают потенциальных жертв перезванивать на незнакомый номер и имитируют работу колл-центра для снижения бдительности, рассказал глава комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов (фракция КПРФ).
Также преступники могут обманывать россиян, отмечающих день рождения. Злоумышленники выясняют праздничную для человека дату, после чего звонят под видом курьера, который якобы должен доставить заранее заказанный подарок. В ходе разговора мошенники выманивают паспортные данные и адрес, добиваются отправки СМС-кода, после чего опустошают банковский счет жертвы.
В МВД перечислили кодовые фразы, которые используют курьеры аферистов:
- «Я от сотрудника банка»;
- «Выходите, я подъехал»;
- «Все по инструкции»;
- «Не сообщайте никому».
Наличие таких фраз может указывать на участие в преступной схеме, подчеркнули правоохранители.
















