Россияне рассказали, как книжные вкусы влияют на романтическое влечение

. Совпадение литературных предпочтений его усиливает

Совпадение книжных вкусов, по мнению россиян, усиливает романтическое влечение

Обновлено 17 декабря 2025, 07:00
Россияне рассказали, как книжные вкусы влияют на романтическое влечение
Фото: Miljan Zivkovic / Shutterstock / FOTODOM

В России провели исследование и выяснили, как книги влияют на представления людей об отношениях и может ли хороший литературный вкус усилить симпатию респондентов к партнеру. Опрос был проведен в декабре 2025 года книжным сервисом «Литрес» и приложением для знакомств Twinby. РБК Life ознакомился с результатами исследования.

В основу методологии исследования лег опрос, в котором приняли участие более 1,8 тыс. пользователей из разных городов России. Им было предложено ответить на вопросы через форму (сбор ответов осуществлялся с помощью системного чата приложения Twinby), затем данные были проанализированы. При подсчете использовалась пропорция, в которой все респонденты принимались за 100%, а остальные данные рассчитывались исходя из этого числа. Пользователям были предложены как готовые варианты ответов, так и возможность добавить свои в графе «Другое». Они могли выбрать не один, но и несколько вариантов ответов.

Согласно результатам исследования, россияне сошлись во мнении, что литературные предпочтения партнера могут усилить романтические чувства или, наоборот, оттолкнуть — так ответили около 60% опрошенных обоих полов.

Выбор книги, способной пробудить интерес к человеку, оказался единодушным. Рейтинг произведений возглавил роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — за него проголосовали 30% мужчин и 38% женщин. На втором и третьем местах у мужской половины опрошенных — «1984» Джорджа Оруэлла (29%) и «Властелин колец» Джона Толкина (27%), а у женщин — «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери (31%) и серия книг о Гарри Поттере Джоан Роулинг (26%).

При этом большинство респондентов отметили, что совпадение литературного вкуса с их собственным скорее остается в ожиданиях, так ответили 68% мужчин и 65% женщин.

Tребования большинства россиянок (65%) к партнеру, согласно полученным данным, сформировались под воздействием книг. В рейтинг проявлений любви, ставших «базовыми», по мнению респонденток, вошли честность в общении (62%), проявление заботы в мелочах (61%) и бережное отношение к уязвимости и доверию партнера, стремление не ранить (60%).

При этом некоторые поступки, о которых мы читаем на страницах книг, по-прежнему остаются для россиянок вершиной ожиданий, например, способность совершить жертвенный поступок во имя любви (51%), организация впечатляющих свиданий (48%) и способность поэтично говорить о своих чувствах (37%). В основном на представления россиянок повлияла классическая литература: 52% опрошенных женщин назвали ее любимым жанром.

Мужчины, в свою очередь, оказались менее впечатлительными: из них только 45% ощутили влияние литературы на свои представления об отношениях. Для 55% из тех, кто отметил это влияние, базовым проявлением любви стала способность идти на компромисс.

«Роскошным максимумом» для мужчин, как и для женщин, остается способность совершить жертвенный поступок во имя любви (44%), а также безусловная вера в мечты партнера, поддержка его амбиций (30%) и принятие человека со всем его «багажом» и прошлым (29%). На мнение респондентов больше всего повлияла фантастика как жанр, который чаще всего называют любимым (45%).

Россияне также назвали литературные жанры, с поклонниками которых никогда не стали бы строить отношения. В лидерах оказалась эзотерика, за нее проголосовали 67% мужчин и 41% женщин. На третьем месте у мужчин и на втором у женщин — манга и комиксы (30 и 36% соответственно). Многие опрошенные, в особенности мужчины, отметили отсутствие жанра, пристрастие к которому поставило бы крест на отношениях. Так ответили 51% мужской аудитории и 21% — женской.

Как часто россияне читают книги в самолете

Самым лучшим способом скоротать время в самолете, согласно недавнему исследованию, россияне считают чтение или прослушивание книг — так ответили 86% респондентов. Вторым и третьим по популярности занятиями в полете стали сон (48%) и наблюдение за окружающим миром в окно иллюминатора (38%).

В дороге (в самолете, поезде, машине или метро) чаще всего читают 62% опрошенных. Это второй по популярности ответ после чтения дома (79%). В основном в полете пользователи предпочитают обращаться к электронным книгам (51%). 44% читают бумажный вариант, 40% — с телефона, а 35% слушают аудиокниги.

Поделиться