«Невьянская башня». Читаем отрывок из новой книги Алексея Иванова

. Историко-готический роман о становлении заводской России

Опубликован отрывок из нового романа Алексея Иванова «Невьянская башня»

Обновлено 02 декабря 2025, 07:35
«Невьянская башня». Читаем отрывок из новой книги Алексея Иванова
Фото: Альпина. Проза

В России вышла новая книга Алексея Иванова «Невьянская башня» — историческое полотно о становлении промышленности в России и о человеке, который обретает власть и платит за это свою цену. Действие разворачивается в 1735 году вокруг Акинфия Демидова — владельца Невьянского завода, чья жизнь омрачена семейными драмами, казенными проблемами и сверхъестественной бедой. На его предприятие нападает дух огня, а сама Невьянская башня становится и символом власти, и очагом тайны.

«Невьянская башня» Иванова вышла в издательстве «Альпина. Проза», а цифровая и аудиоверсия произведения доступны в «Яндекс Книгах». Публикуем отрывок из нового романа популярного писателя.

Перед арочным устьем домны работные сыпали на пол песок и ровняли его досками. Доменный мастер Катырин, старик придирчивый и крикливый, особой рамкой прочерчивал в песке борозды-изложницы. Фабрика привычно и деловито готовилась к выпуску металла; работные зевали и встряхивались для бодрости. Завершался третий час ночи: самое волчье время.

После Катырина домну принимал Гриша Махотин. Он топтался поодаль. Старик довел канавку, отошел с литейного двора и сунул рамку Грише.

— Кто тебе морду-то разукрасил? — злорадно спросил он.

У Гриши после гулянья на Святочном лугу остался синяк на скуле.

— Не твоя забота, Михал Михалыч, — ответил Гриша. — Чего цепляешься?

— Даже в драке ты негораздыш, куды тебе домны строить!

Гриша обиделся и насупился.

—Ты вот мне скажи, мудрец ты сопливый, — не унялся Катырин, — коли твоя Царь-домна моей домны побрюхатей будет, так она чаще моей начнет чугун сливать ильбо столько же разденно, а слива поболе окажется?

— Не знаю! — буркнул Гриша. — То ведь по практикуму судить надо...

—«По практикуму»! — передразнил Катырин. — Слов-то надрал каких от Никитки Бахорева! Белебени вы оба, пустоплеты! В любом случае твоей Царь-домне жара не хватит! Ильбо в распаре, ильбо в горне «козла» сваришь при первой же плавке! Я «козлов»-то нюхом чую, сметкой, глазомеркой! Придется тебе всю свою нову печку ломать от лещади до заплечиков!

— Какой козел? — тотчас спросил у Савватия Чумпин; он смотрел и слушал очень внимательно.

— «Козел» — такой ком здоровенный из чугуна и руды. Если огня мало, то в печи получается «козел». Твердый, будто камень. Его уже не растопить. Чтобы вытащить его, надо печь ломать — наполовину, а то и больше. Вон «козел» лежит, погляди, — Савватий кивнул в сторону от домны.

Там в углу горбилась гигантская ржавая глыба. Этот «козел» запекся лет десять назад. Его выворотили из домны и оставили на фабрике — разбить на части не смогли, а волочить наружу — значит, стену разрушать надо.

— Не каркай, Михал Михалыч! — сказал Гриша. — Тебя горновой ждет!

Горновой мастер и вправду ждал отмашки от доменного.

— Давай! — скомандовал ему Катырин.

Чумпин рядом с Савватием глубоко и сладостно вздохнул.

Горновой, обряженный в громоздкую одежу, будто в доспех, с ломом в руках шагнул под свод пока еще темного доменного устья. Зазвенели удары по прокаленной глине в летке. Арочное устье озарилось. Горновой попятился наружу. Вслед за ним потекла сияющая змея из расплавленного чугуна. И на всю просторную фабрику полыхнул мягкий и яркий божественный свет — благодать изначального творения, когда не было еще добра и зла, ангелов и демонов, тверди и хлябей. Свет мгновенно разлетелся во все стороны и как чудом вылепил из тьмы кирпичную скалу доменной печи и сбоку от нее — сложный и подвижный механизм мехов: колесо, рычаги, упоры, коромысла, очепы и вздымающееся кожаное крыло. Вокруг литейного двора замерли работные, словно захваченные врасплох, и в высоте проявился завершенный объем помещения: стропила и балки, скошенные плоскости кровли, черные окна в надстройке и туманные, мерцающие облака пара. А змея чугунного ручья, не теряя сияния, быстро и уверенно расплелась паутиной изложниц.

Чумпин от восхищения молча вцепился Савватию в локоть.

Но из арки доменной печи мимо горнового мастера внезапно выкатился клубок огня, будто свитый из пламенных струй. На мгновение он распался, образовав нечто вроде призрачного зверя, окутанного тучей искр: в клочья разорванное тело, множество извивающихся ног, выгнутая шея в пылающих перьях и дьявольская козлиная голова с рогами. Порывом обжигающего ветра зверь пронесся над изложницами литейного двора и врезался прямо в мастера Катырина — врезался, вспыхнул и пропал, точно вокруг мастера все ослепло. Мастер зашатался, отступил на пару шагов и рухнул на песок. Его черствый кожаный фартук-запон, рукавицы-вачеги и борода горели.

Гриша Махотин обомлел при виде адского козла.

Катырин заорал. А работные не растерялись. Такое случалось — человек вспыхивал от жидкого металла, и работные знали, что надо делать. Кто-то расторопный сразу же черпнул бадейкой воды из чугунного чана, где охлаждали инструменты, метнулся к мастеру и плеснул на него. Огонь угас.

Гриша стряхнул оцепенение и закричал:

— Летку! .. Летку закрывай! ..

Горновой молча взялся за рукояти тачки, заполненной сырой глиной, и грузно двинулся обратно под свод — затыкать дырявую пасть печи.

Катырин продолжал орать и колотиться, ворочаясь в песке литейного двора. Его словно било что-то изнутри, как в падучей: то он вставал дугой, опираясь на затылок и пятки, то корчился, то перекидывался на живот и, яростно взрывая ногами песок, дыбился, будто хотел перекувырнуться через голову. Он был похож на сумасшедшую куклу. Подобно поленьям, в разные стороны отлетели увесистые доменные башмаки с железными подошвами.

— Жа-а-арко внутри!.. — надрываясь, вопил старик. — Жа-а-арко, братцы!..

Чумпин рядом с Савватием сжался от ужаса:

— Ойка человека ест!..

Закрыв голову руками, Чумпин опрометью бросился к воротам фабрики.

Работные метались вокруг беснующегося старика и не понимали, чем помочь. Катырина снова окатили водой, но без толку. Полосы только что выпущенного чугуна, остывая, угрюмо тускнели в песчаных изложницах.

—Хватай деда! — закричал работным Гриша. — Одержимый он!..

Гриша сам первым кинулся на Катырина, за Гришей и другие мужики навалились на мастера, однако старик вдруг взвился и с небывалой силой отшвырнул людей прочь. Лицо его плясало, и сам он плясал, как полоумный: извивался, прыгал и вертелся; руки его, ломаясь, мелькали птицами. Свою одежду старик распластал, опаленная борода дымилась, и на мокрой, впалой груди мотался раскольничий медный крест о восьми концах.

— Ох, жарко мне, братцы! — по-молодому радостно взвизгнул Катырин.

Сшибая работных с ног, он устремился к домне: побежал босиком поперек багровеющих чугунных полос и юркнул под свод печного устья. Но там столкнулся с горновым, который заделал летку; горновой, огромный в своих доспехах, сгреб старика в охапку и вынес обратно.

Обмирая, Савватий вдруг осознал: демон, что шастал по Невьянску из огня в огонь, нашел самый большой огонь в округе — доменную печь, нашел и теперь потащил туда новую жертву.

Катырин — или тот демон, что им завладел, — завыл с гневом и отчаянием дикого зверя, которого отгоняют от уже поверженной жертвы. Дергаясь, он вырвался из объятий горнового, упал в песок, вскочил и снова кинулся к домне, ударился всем телом в кирпичную кладку, словно надеялся разрушить ее, опять упал, опять вскочил и опять со всей силы ударился в стену.

Савватий смотрел на это — и у него шевелились волосы. В старом мастере человеческим остался только облик, да и тот болтался на демоне, как ветхое тряпье на пугале. Демон хотел вернуться в огонь, и вернуться с добычей, будто волк, что мчится в свою глухомань с убитым зайцем в зубах. В багровом свете угасающего чугуна перед громадой доменной печи в корчах неистово скакала тварь из преисподней, истерзавшая человека.

— Лови его! — кричал работным Гриша.

— Вр-р-ремя! — захрипел и зарычал демон. — Мое вр-р-ремя!..

Работные загораживали ему путь к воротам фабрики.

Савватий понял: свирепый демон жаждет раствориться в огне и ежели в домну никак не проникнуть, то нужен любой другой огонь.

Демон ринулся вдоль стены и свернул за угол печи, промахнул сквозь раму мехов с тягами и очепами и скрылся в колесной каморе. Там, в каморе, находился проем под ларем-водоводом, и демон мог выскользнуть из фабрики на свободу, чтобы скорей найти себе спасительное пламя.

Поделиться
Авторы
Теги