Инклюзивное образование: что это и как работает

. Суть, законы и технологии обучения детей с ОВЗ в школах
Обновлено 02 декабря 2025, 14:32
Инклюзивное образование: что это и как работает
Фото: SeventyFour / Shutterstock / FOTODOM

Еще несколько десятилетий назад дети с особенностями развития часто были изолированы и лишены возможности учиться вместе со сверстниками в одной школе. Сегодня ценность совместного обучения признается во всем мире. Выяснили у экспертов, в чем суть инклюзивного образования.

Что такое инклюзивное образование

Инклюзивное образование — это система обучения, при которой все дети, независимо от особенностей здоровья или развития, учатся вместе, а не отдельно друг от друга. Такой подход помогает каждому ребенку чувствовать себя полноправным участником школьной жизни и общества. Речь идет не только о совместном присутствии в классе, но и о том, чтобы ученик с ограничениями мог включиться в учебный процесс — выполнять общие задания, участвовать в школьных и внешкольных мероприятиях наравне с другими.

Инклюзивное образование поддерживают многие международные организации, включая ООН, ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ. Например, в 1994 году была принята Саламанкская Декларация ЮНЕСКО, которая закрепила принцип включения всех детей в обычную образовательную среду и призвала страны обеспечить равный доступ к образованию независимо от особенностей развития [1]. Эта декларация оказала большое влияние на развитие инклюзивных практик по всему миру и стала опорой для национальных систем образования.

Принципы инклюзивного образования

Главные принципы были описаны в Декларации, принятой в 1994 году в Саламанке. В документе говорится о том, что включение особенных детей в образовательный процесс в обычных школах признано эффективным способом борьбы с дискриминацией [1].

Ксения Афанасьева, исполнительный директор Ассоциации «Аутизм-Регионы», приводит основные принципы инклюзивного образования:

  • Ценность разнообразия. Каждый ребенок уникален, и его отличие — способности, состояние здоровья, социальный или культурный опыт — воспринимается не как проблема, а как потребность.
  • Право на образование для всех. Все дети имеют равное право учиться в общеобразовательной школе рядом со сверстниками.
  • Доступность и участие. Барьеры — физические, социальные, педагогические — устраняются, чтобы ребенок мог участвовать в жизни школы и класса наравне с другими.
  • Адаптация системы, а не ребенка. Образовательная среда, программы, методы и подходы подстраиваются под потребности детей, а не наоборот.
  • Индивидуализация обучения. Каждый ребенок имеет право на свою образовательную траекторию, адаптированные материалы, поддержку (тьютор, ассистивные технологии).
  • Совместное обучение. Дети с особенностями развития и без учатся вместе, участвуют в общих уроках, мероприятиях, проектах.
  • Сотрудничество. Родители, педагоги, специалисты и школа взаимодействуют как партнеры.
  • Поддержка педагогов. Учителя не остаются один на один с задачей: им предоставляются обучение, ресурсы, методическая помощь.
  • Достижение успеха каждым ребенком. Критерием эффективности становится прогресс и развитие ребенка относительно самого себя, а не только соответствие стандартам.
  • Формирование принимающего общества. Инклюзивная школа воспитывает у детей и взрослых уважение к различиям и умение жить в разнообразном обществе.

Инклюзивное образование в России

В России доступ к образованию детей с особенностями развития регулирует закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Статья 79 этого закона устанавливает, что образование для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов организуется по адаптированным программам, с созданием необходимых специальных условий (таких как специальные учебники, технические средства, поддержка тьютора и доступная среда) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии [2].

Также есть федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в котором есть отдельная статья 19, посвященная образованию [3].

Россия также присоединилась к Конвенции о правах ребенка ООН [4] и Конвенции ООН «О правах инвалидов» [5]. Эти документы подтверждают право детей с особенностями на равноценный доступ к образованию.

В частности для:

  • детей с инвалидностью;
  • детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
  • учеников, чьи особенности развития или здоровья требуют специальных образовательных условий.

«Инклюзивное образование — это всегда очная форма обучения в среде сверстников, когда дети с особенностями развития учатся в одном классе с детьми без особенностей развития. В России с 2012 года закон гарантирует любому ребенку право на инклюзивное образование по его выбору или выбору его родителей. То есть ребенок или его законные представители сами решают, будет ли ребенок учиться в инклюзивном формате и посещать общеобразовательную школу, или же он предпочтет обучаться в специальной школе, где учатся только дети с особенностями развития».

Ксения Афанасьева
Ксения Афанасьева
Исполнительный директор Ассоциации «Аутизм-Регионы»

«В России для того, чтобы ребенку получить право на инклюзивное образование, требуется заключение психолого-медико-педагогической комиссии. Она проводит общую оценку состояния ребенка и определяет, нужны ли ему особые условия обучения. Комиссия также решает, какие именно условия должна создать школа для него: адаптированная образовательная программа или перевод в специализированный класс.

Адаптированную программу возможно реализовать в любой школе. В этом случае ребенок обучается со сверстниками, но требования к результатам его учебы скорректированы. Специализированный или коррекционный класс возможно создать не в каждой школе, ведь в таких классах работают педагоги со специальным образованием. Если ребенку, согласно заключению ПМПК, требуется обучение в специализированном классе, комиссия направит его на обучение в иную школу, где такие классы есть».

Кантемир Кешоков
Кантемир Кешоков
Руководитель ЮК «Кешоков, Битуева и партнеры»

Как пройти ПМПК

Пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) может любой ребенок по заявлению родителей или направлению школы. В последнем случае сама школа на основании характеристики педагогов и психолога решает, что ребенку требуются особые условия обучения. Вот пошаговое руководство, как это сделать:

  1. С заявлением о прохождении ПМПК нужно обратиться в комиссию в своем городе. Например, в Москве это можно сделать онлайн, через портал mos.ru. Обращение рассмотрят и назначат дату и время проведения комиссии (в срок не позднее двух месяцев с даты подачи заявления).
  2. На комиссию нужно прийти с ребенком, необходимыми документами и заключением медико-санитарной экспертизы об инвалидности (если она установлена), копией паспортов родителей и свидетельства о рождении ребенка.
  3. После получения заключения вам потребуется подать заявление в вашей школе о переходе на адаптированную образовательную программу и приложить заключение комиссии.

После прохождения комиссии ребенок может получить:

  • Адаптированную программу — такой учебный план составляют с учетом индивидуальных способностей и потребностей ребенка.
  • Тьютора или ассистента — этот педагог помогает ребенку освоить материал и включиться в жизнь класса.
  • Специальные учебники и технические средства — аудиокниги, учебники с крупным шрифтом, электронные или тактильные материалы.
  • Доступную среду — в зданиях могут установить пандусы, лифты, поручни, оборудовать специальные рабочие места.
  • Медицинскую и психологическую поддержку — помощь специалистов школы, если учащемуся нужна дополнительная забота.

Все эти условия школа обязана создавать по закону, если у ученика есть соответствующее заключение комиссии.

«В сфере образования у таких детей есть множество важных прав. Они могут бесплатно учиться на всех уровнях — от детского сада до университета, где для поступающих с ОВЗ предусмотрен отдельный конкурс. Государство заботится о социальном обеспечении таких детей. Например, в школах они получают бесплатное двухразовое питание. Им доступны коррекционные занятия с логопедом, психологом и социальным педагогом.

Все необходимые учебники и пособия предоставляются бесплатно, а если нужно, подключаются специальные переводчики — сурдопереводчики или тифлосурдопереводчики. В процессе обучения к каждому ребенку с ОВЗ применяется индивидуальный подход. Для них действует особый порядок сдачи итоговых экзаменов в 9-х и 11-х классах, и к ним не применяются дисциплинарные взыскания. При этом информация о состоянии здоровья ребенка строго конфиденциальна и известна только администрации школы и педагогам, которые его обучают».

Кантемир Кешоков
Кантемир Кешоков
Руководитель ЮК «Кешоков, Битуева и партнеры»

Цели и задачи инклюзивного образования

Интеграция всех людей в полноценное участие в жизни общества — основа современной инклюзии. Такое образование помогает взрослым и детям увидеть, что отличия — это нормально, а все члены общества равны в правах и ценностях [6], [7].

Основные цели инклюзивного образования

  • Обеспечить каждому ребенку равный доступ к образованию вне зависимости от здоровья, особенностей развития, социальной или культурной ситуации.
  • Поддержать процесс полноценной адаптации и интеграции в общество, чтобы ребенок был максимально самостоятельным и включенным в повседневную жизнь.
  • Разрушить барьеры для участия в жизни класса и школы, устранив дискриминацию и стереотипы по отношению к детям с особыми образовательными потребностями.

Ключевые задачи инклюзивного образования

  • Создание адаптивной образовательной среды, учитывающей разные потребности и возможности учеников.
  • Формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к различиям и особенностям каждого.
  • Развитие у детей с ОВЗ нужных для жизни умений — самостоятельности, коммуникации, самоорганизации, уверенности в себе.
  • Предоставление педагогической, психологической и технической поддержки для достижения успеха всеми без исключения учениками.
  • Обеспечение взаимодействия специалистов, семьи и школы для индивидуального сопровождения каждого обучающегося.

Формы инклюзивного образования

Инклюзивное образование реализуют разными способами:

  • Совместное обучение — ребенок с особенностями учится в обычном классе и получает поддержку по необходимости.
  • Интеграция с частичной адаптацией — ученик включен в общий процесс, но отдельные предметы или занятия проходят по индивидуальному плану.
  • Обучение по адаптированной программе — часть предметов осваивается по специальной учебной программе внутри общей школы.

Какая форма подойдет, решает ПМПК совместно с родителями и школой. Выбор всегда делается с учетом интересов ребенка [8].

Комментарии эксперта

Чем инклюзивное образование отличается от интегрированного?

«Интегрированное образование подразумевает, что ребенок с особенностями развития встраивается в уже существующую систему. Основная ответственность за адаптацию ложится на самого ребенка и его семью. Школа или класс, по сути, не меняют свою работу, максимум создаются отдельные условия (например, специальный педагог, логопед). Часто такие дети остаются «рядом, но отдельно»: формально учатся вместе, но реально мало участвуют в общей жизни класса.

Инклюзивное образование — это подход, при котором сама школа меняется так, чтобы каждый ребенок мог в ней учиться. Ответственность за создание условий берет на себя образовательная система и педагоги. Акцент делается на индивидуальных образовательных траекториях, гибких программах, поддержке учителей и семьи. Ребенок не должен «подстраиваться под школу», а школа адаптируется под всех детей. Инклюзия — это не только про детей с особенностями развития, а про школу для всех: разных по способностям, языку, культуре, социальному опыту».

Ксения Афанасьева
Ксения Афанасьева
Исполнительный директор Ассоциации «Аутизм-Регионы»

Что такое мейнстриминг в инклюзивном образовании?

Этот термин подразумевает частичное включение ребенка с особенностями развития в школьную среду для его социализации, говорит Ксения Афанасьева. Например, ребенок ходит на музыку и физкультуру, а более сложные предметы осваивает отдельно. Считается, что такой подход помогает ребенку социализироваться, но при этом не создает условия для полного участия в жизни школы.

Какие могут быть минусы у инклюзивного образования?

«Минусы могут быть, только если это не настоящая, а «механическая» инклюзия. Когда ребенка с особенностями развития помещают в школу, не создавая никаких специальных образовательных условий. Такой подход вредит и самому ученику, и всем остальным участникам образовательного процесса. В то время как настоящая инклюзия формирует в школе среду, где хорошо всем. Но для этого необходимо прилагать постоянные усилия, конечно».

Ксения Афанасьева
Ксения Афанасьева
Исполнительный директор Ассоциации «Аутизм-Регионы»

Все ли школы инклюзивны?

По закону все общеобразовательные школы должны создавать инклюзивную среду, если к ним пришел ученик с особыми образовательными потребностями, говорит Ксения Афанасьева. «Но пока инклюзивное образование у нас только развивается, а инклюзивная среда создается доброй волей директора и педагогов при поддержке родителей и НКО. Поэтому оптимальный совет по выбору такой школы был бы таким: создавайте инклюзивную среду вместе со школой, тогда со временем она станет доступна везде», — говорит эксперт.

Главное об инклюзивном образовании

  • Инклюзивное образование — это обучение, при котором дети с ОВЗ и инвалидностью получают образование наравне с обычными учениками и в рамках общей системы дошкольного, школьного образования.
  • Принципы инклюзии носят общегосударственный характер — они закреплены в основном законе «Об образовании РФ», а также других регулирующих документах. Например, в международной конвенции о правах ребенка и декларации ЮНЕСКО.
  • Задачи инклюзивного образования — интеграция детей с ОВЗ и другими особенностями развития в общую образовательную среду.
  • Способов реализации инклюзии несколько: через адаптированные образовательные программы, интеграцию учеников в общие классы, создание особых условий по доступу к среде и предоставлении помощи — тьюторов, ассистентов, коррекционная и психологическая поддержка.
  • Закон гарантирует, что любой ребенок может обучаться в общеобразовательной школе. Но, чтобы процесс адаптации был максимально эффективным, такому ученику обязаны создать особые условия. Их перечень определяет ПМПК.
Поделиться
Авторы
Теги