Как писать сочинение-рассуждение

. Пошаговый план, структура и примеры
Обновлено 30 сентября 2025, 09:34
Сочинение-рассуждение пишут в рамках ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку
Фото: Ground Picture / Shutterstock / FOTODOM

Сочинение-рассуждение пишут в рамках ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку

Сочинение-рассуждение часто встречается в школьной программе и на экзаменах по русскому языку. Это непростой вид работы, для написания которого необходимы развитое аналитическое мышление, знание норм русского языка, а также высокий интеллектуальный и культурный кругозор. РБК Life рассказывает, из каких частей состоит сочинение-рассуждение, каких правил придерживаться при его написании, а также по каким критериям его оценивают.

Что такое сочинение-рассуждение

Сочинение-рассуждение — это вид письменной работы, в основе которого лежит аргументированное отстаивание собственной позиции по поводу поставленной проблемы. Автор берет за основу тему, цитату или текст и рассуждает о них, подкрепляя мнение аргументами. В отличие от обычного, цель сочинения-рассуждения — убедить читателя в чем-либо, изменить или закрепить его мнение по определенному вопросу.

Сочинение-рассуждение пишут в рамках ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, в последнем его также называют «задание с развернутым ответом». Это задание позволяет проверить, насколько у экзаменуемых сформировано умение понимать исходный текст, формулировать связное и аргументированное высказывание, а также оформлять его в соответствии с нормами русского языка.

Темы сочинения-рассуждения

«На ОГЭ по русскому языку учащиеся пишут сочинение-рассуждение на темы, связанные с личностью человека, его внутренним миром, отношениями с окружающими и жизненными ценностями. Чаще всего затрагивают вопросы дружбы, настоящих человеческих качеств — доброты, бескорыстия, решимости, силы духа, ответственности, умения признавать ошибки и прощать. Темы могут касаться семьи и любви к родителям, материнской любви, уважения к людям и взаимопонимания. Встречаются темы о чтении и книгах, искусстве, красоте, фантазии, воображении, творчестве.

В ЕГЭ темы более сложные, требующие глубокой аналитической работы и более высокого уровня критического мышления. К перечисленным темам добавляются этические и философские размышления, высокие моральные вопросы».

Юлия Арустамова
Юлия Арустамова
Преподаватель по русскому языку и литературе, онлайн-репетитор

Структура сочинения-рассуждения

При написании сочинения-рассуждения необходимо придерживаться трехчастной композиции: во вступлении — тезис, в основной части — аргументация, в заключении — вывод. Такое композиционное построение зафиксировано и в учебнике по русскому языку для пятого класса: «Рассуждение — функционально-смысловой тип речи, который используется в текстах для объяснения каких-либо фактов, событий, выявления причин произошедшего, обоснования какой-либо точки зрения, подтверждения мнения. Рассуждение начинается с формулировки главной мысли (тезиса), затем следуют ее доказательства (аргументы), в конце делается вывод».

«Структура сочинения ЕГЭ, в отличие от сочинения ОГЭ, более сложная: в ОГЭ учащиеся пишут сочинение из четырех абзацев (вступление, первый пример из текста, второй пример из текста, заключение). В ЕГЭ же к этому добавляется формулировка авторской позиции, связь примеров друг с другом (аналогия, противопоставление, дополнение и так далее) и анализ этой связи. Помимо примеров из текста, учащиеся подкрепляют собственную позицию еще одним примером из жизненного, читательского, или историко-культурного опыта».

Юлия Арустамова
Юлия Арустамова
Преподаватель по русскому языку и литературе, онлайн-репетитор

Как писать сочинение-рассуждение

Правильно сформулируйте тезис

Сочинение необходимо начать с тезиса — обоснованного ответа на вопрос, сформулированный в задании. Обоснованного — значит мотивированного и оправданного. Хороший тезис всегда соотносится с предложенным вопросом, а не является обобщенным суждением или фразой-заготовкой, которую можно приложить к любой теме. Помимо этого, тезис должен быть логически правильным.

Следите за логикой и связностью

Логические ошибки возникают в результате нарушения законов логики и приводят к непониманию смысла высказывания. Среди распространенных логических ошибок — незавершенные мысли, неоправданный повтор одной и той же мысли, противоречащие друг другу суждения, неправильные абзацные членения.

Для соблюдения логичности повествования соблюдайте трехчастную структуру, а при переходе от одной части к другой пользуйтесь вводными словами и клише.

«Логику построения сочинения соблюдать очень просто: нужно по порядку отвечать на предложенные в задании вопросы.

Первый абзац — формулировка проблемы из задания. Здесь также можно сформулировать позицию автора: как он отвечает на предложенный вопрос. Сочинение можно, но необязательно начинать с дополнительного абзаца-вступления с общими рассуждениями о теме (например, что такое смелость).

Второй абзац — это комментарий к позиции автора. То есть на каких примерах автор раскрывает позицию, как приводит читателя к ответу на поставленный вопрос. Можно разделить комментарий на два, три и даже четыре абзаца.

Третий абзац — это позиция автора. Если мы не обозначили ее в первом абзаце.

Четвертый абзац — это точка зрения выпускника и ее обоснование, то есть согласие или несогласие с позицией автора и аргумент (тезис + пример-иллюстрация).

Пятый абзац — это заключение, вывод по работе».

Оксана Беляева
Оксана Беляева
Кандидат филологических наук, доцент, эксперт ЕГЭ, автор учебников по подготовке к выпускным экзаменам, эксперт-консультант педагогических порталов

Подберите весомые аргументы

Для раскрытия тезиса автор должен привести аргументы, то есть примеры. В ОГЭ следует привести два примера: один — из прочитанного текста, второй — из текста или жизненного опыта. В ЕГЭ нужно привести три примера: два примера-иллюстрации из текста и один пример-аргумент из читательского жизненного опыта или историко-культурного.

При выборе аргументации следует помнить, что источник аргумента не так важен, если приводимые примеры логичны, содержательны, а также соответствуют тезису, который выдвинут в сочинении. Помимо этого, примеры должны занимать правильное место в композиции сочинения и вводиться с помощью клише, которые помогут определить их смысловую функцию.

«Для того чтобы правильно написать обоснование мнения, достаточно пяти-шести предложений: нужно четко сформулировать мысль, подобрать конкретный пример из литературы или из жизни, который убедительно проиллюстрирует эту мысль, и сделать вывод.

Существует мнение (и его поддерживают многие учителя), что аргумент, подтверждающий позицию выпускника, может быть основан только на примере из литературы. Желательно — из школьной программы. Это не так. Критерий К3 сейчас не требует обязательного обращения к примеру из литературы, но привести убедительный пример с опорой на книгу проще, чем придумывать неубедительные данные статистики («Как утверждают британские ученые, 50% людей сейчас не читают книги»), и интереснее, чем писать о том, что «в соседнем подъезде живет бабушка, которая тоже…»

Оксана Беляева
Оксана Беляева
Кандидат филологических наук, доцент, эксперт ЕГЭ, автор учебников по подготовке к выпускным экзаменам, эксперт-консультант педагогических порталов

Соблюдайте грамотность и стилевое единообразие

Сочинение-рассуждение должно быть написано грамотно с точки зрения пунктуации, орфографии, грамматики, фактологии и соответствовать речевым нормам.

Как начать сочинение-рассуждение

Сочинение можно начать с риторического вопроса, чтобы плавно перейти к обозначению проблемы либо выдвинуть тезис сразу. Для вступления подойдут следующие лексико-грамматические конструкции:

  • «Что такое... Попробуем поразмышлять над значением этого понятия»;
  • «Проблема … — одна из самых актуальных в мире»;
  • «В центре внимания автора текста (ФИО) проблема…»;
  • «Автор текста (ФИО) размышляет о проблеме…»;
  • «Текст... (ФИО) посвящен одной из наиболее актуальных проблем современности…».

Как закончить сочинение-рассуждение

В заключении необходимо повторить тезис, обобщить аргументы и выразить личное отношение. Чтобы плавно перейти от основной части к выводу, можно использовать следующие клише:

  • «таким образом»;
  • «в заключение»;
  • «как мы видим»;
  • «подводя итог своим размышлениям, могу (хочу) сказать»;
  • «так автор показывает».

«В последние годы считается, что отдельно писать заключение необязательно. Общий вывод можно написать в абзаце с обоснованием собственной позиции. В этом случае важно понимать разницу между микровыводом и обобщением.

Сравните: «Так автор показывает, что Андрей Соколов — настоящий герой» (это микровывод, мы не можем закончить сочинение этим предложением) и «Такие люди, как Андрей Соколов — настоящие герои» (это общий вывод и ответ на вопрос, предложенный в задании: «Какого человека можно назвать настоящим героем?»)».

Оксана Беляева
Оксана Беляева
Кандидат филологических наук, доцент, эксперт ЕГЭ, автор учебников по подготовке к выпускным экзаменам, эксперт-консультант педагогических порталов

Примеры сочинения-рассуждения

Пример сочинения ОГЭ

Дружбе посвящено множество песен и стихов, испокон веков люди воспевают эту форму человеческих отношений. Но что же такое дружба? Давайте разберемся в этом прекрасном явлении. На мой взгляд, дружба — это форма отношений, основанная на преданности, не имеющей срока давности. Настоящая дружба не может закончиться, она не может стать хорошей или плохой. Если она недостаточно крепкая, то это уже не дружба, а скорее товарищество, тесное знакомство или что-то иное.

Примером настоящей дружбы являются отношения немолодого летчика и пса Кубаря из текста Пескова. С тех пор как герой приютил бездомного пса, он перестал быть одиноким и впервые за долгое время стал счастливым. Однако наиболее показательной является следующая ситуация: когда пес убежал, хозяин не оставил друга, словно «надеясь на что-то», и не смог улететь без него. Летчик верил, что его пес обязательно вернется, ведь они по-настоящему подружились и не смогут друг друга оставить. Этот пример показывает, что настоящая дружба чаще всего связана с понятием верности. По тому, насколько верным оказывается друг, можно судить о подлинности дружеских отношений.

Еще одним примером настоящей дружбы служит рассказ А.П. Чехова «Каштанка». Каштанка — собака, потерявшая хозяина, которая со временем находит приют у циркового клоуна. Несмотря на то, что новый хозяин хорошо относится к собаке, она не забывает о прежнем друге. Потому, увидев его на одном из выступлений в толпе, она устремляется к нему. Этот пример доказывает, что дружба не имеет «срока годности», дружбу проносят через время, о ней невозможно забыть. Преданный друг будет рядом с тобой даже спустя годы.

В заключение хотелось бы сказать: неслучайно существует пословица «старый друг лучше новых двух». Я думаю, что в ней заложен особый смысл: старый друг лучше, поскольку он точно прошел проверку на преданность [1].

Пример сочинения ЕГЭ

Кого можно назвать настоящим поэтом?

Автор считает, что настоящим поэтом можно назвать того, кто учит людей правильным моральным ценностям, а также создает творения, которые способны учить чему-то людей спустя много лет. Данная мысль выражена в конце текста: «К счастью, и эпоха Двенадцатого года, и рожденная тогда литература еще много говорят нам. Мне выпало счастье дружить с людьми, которые живут в нравственных категориях начала девятнадцатого века, часто даже не осознавая этого».

Автор повествует о том, как поэты девятнадцатого века сдружились. В то время шла война Двенадцатого года. Многих творцов той эпохи соединил Константин Батюшков, который имел дар сближать людей и сопереживать им. Поэты того времени учили «любить Отечество и вечно быть друзьями». Эти два чувства играли важную роль в жизни людей. По этой причине многие известные писатели шли на защиту Родины. Автор пытается донести, что настоящим поэтам можно назвать того, кто учит любить свою страну и ценить дружбу.

Далее Д. Г. Шеваров рассказывает о том, как Двенадцатый год проверил на прочность дружеские отношения. События и ценности эпохи оставили след в творчестве поэтов того времени. Люди, которых связывало искусство, закладывали в произведения правильные мысли о Родине и дружбе. Эти учения дошли до современного поколения и продолжают быть примерами ценностей, которым учили поэты той эпохи. В наше время живут люди, которые до сих пор придерживаются нравственных категорий девятнадцатого века. Автор объясняет читателю, что истинные поэты доносят до общественности мысли, которые сохраняют актуальность спустя века.

Таким образом, автор использует дополнение, чтобы лучше показать, каким должен быть поэт, какими качествами он должен обладать, а затем повествует о влиянии творцов девятнадцатого века на современного человека.

Я согласен с автором в том, что настоящий поэт должен учить и оставаться актуальным всегда, потому что это значит, что человек вложил душу и глубокий смысл в произведение. Это значит, что его творение может дать людям важные жизненные уроки. В истории много таких примеров. Один из них — А.С. Пушкин. Он создал множество произведений, которые стали классикой русской литературы. Поэт вложил много смысла в свои поэмы. Например, «Сказка о рыбаке и рыбке», которая учит ценить и любить то, что имеешь. Эта тема до сих пор сохраняет актуальность и учит человека правильным вещам.

В заключение хочется сказать, что истинный поэт всегда будет учить только правильным вещам. Его творения навсегда останутся в истории и будут давать людям ценные советы [2].

Критерии оценивания сочинения-рассуждения

В 2025 году критерии оценки сочинения-рассуждения изменились как в ОГЭ, так и в ЕГЭ.

Критерии ОГЭ

Все сочинения в ОГЭ должны иметь не менее 70 слов. В качестве аргументов нельзя использовать примеры из комиксов, аниме, манги, фанфиков, графических романов и компьютерных игр. При оценивании задания 13 используют следующие критерии:

  • К1 — наличие обоснованного ответа (13.1 и 13.3) или понимание смысла фрагмента текста (13.2). Один балл при отсутствии ошибок.
  • К2 — наличие примеров. Три балла при наличии двух правильных примеров из прочитанного текста (13.1 и 13.2), три балла при наличии одного примера из текста и одного — из жизненного опыта (13.3).
  • К3 — логичность речи. Два балла при отсутствии логических ошибок.
  • К4 — композиционная стройность. Один балл за соблюдение трехчастной структуры.

Помимо этого, при оценке отдельно учитывают грамматические, пунктуационные, речевые и фактические ошибки.

Максимально за сочинение можно получить 7 баллов. Ноль баллов получит сочинение, представляющее собой полностью переписанный или пересказанный текст, а также содержащее менее 70 слов [3].

Критерии ЕГЭ

В 2025 году критерии оценивания сочинения в ЕГЭ перевели с 12-критериальной системы на 10-критериальную. При аргументации собственного мнения нельзя использовать примеры из комиксов, аниме, манги, фанфиков, графических романов и компьютерных игр. Минимальный размер сочинения — 150 слов.

По словам эксперта ЕГЭ Оксаны Беляевой, критерии оценивания сочинения в ЕГЭ следующие:

  • К1 — позиция автора. Это ключевой критерий для оценки содержания работы. При неверно сформулированной позиции автора по предложенной в задании проблеме выставляют ноль баллов.
  • К2 — комментарий по предложенной позиции автора. Комментарий должен опираться на два примера-иллюстрации из текста. Важно показать и проанализировать логическую связь между ними. В комментарии недопустимы фактические ошибки в понимании текста (например, если в тексте речь идет о гражданской войне, нельзя писать, что это текст о Великой Отечественной).
  • К3 — отношение к позиции автора. Это ответ на вопрос, почему выпускник согласен с автором. Свое мнение нужно доказать на примере из жизни, из литературы, любого значимого опыта (включая пословицы и даже общие рассуждения типа «если бы в мире не было места доброте…»). Пример должен быть конкретным (название благотворительного фонда, фильма, книги, имя бабушки, медаль прадеда). В примере не должно быть ссылки на жанры, перечисленные в формулировке задания (манга, графические романы и другие), также ФИПИ не рекомендует писать об иноагентах и их произведениях. В формулировке задания выпускнику предлагают высказать согласие или несогласие с автором. Однако, если с автором сложно согласиться, выпускник, скорее всего, неправильно понял и сформулировал позицию автора текста. В текстах ЕГЭ автор всегда прав.
  • К4 — фактическая точность. К нарушениям фактической точности относят все допущенные в сочинении фактические ошибки, не связанные с непониманием исходного текста. Фактические ошибки — это неверное указание на любые конкретные факты (цифры, годы, имена, жанр произведения и так далее).
  • К5 — логика и абзацное членение текста. Два балла при отсутствии логических ошибок и нарушений в разделении текста на абзацы. С 2025 года одна или две ошибки — это 1 балл, более двух ошибок — 0 баллов.
  • К6 — этика. ФИПИ подчеркивает, что сочинение — это «публичное пространство» и выпускник должен вести себя при написании сочинения именно так, чтобы произвести благоприятное впечатление. Недопустимо хамить, грубить, использовать ненормативную лексику и писать о нехорошем хорошее.
  • К7 — К10: грамотность (орфография, пунктуация, грамматика, речь). С 2025 года все четыре критерия выглядят одинаково: нет ошибок — 3 балла, одна-две ошибки — 2 балла, три-четыре ошибки — 1 балл, пять и более ошибок — 0 баллов. ФИПИ публикует все разновидности речевых и грамматических ошибок в виде таблиц с примерами, то есть учитель или эксперт не могут снизить баллы просто за то, что им «не нравится» какое-то слово или словосочетание.

Основные ошибки при написании сочинения-рассуждения

«При написании сочинения ОГЭ 13.2 самая распространенная ошибка, по моему мнению, это неправильная трактовка фрагмента текста. Например, в этом году мой ученик на пробном экзамене написал, что смысл фрагмента заключается в том, что нужно любить жизнь и никогда не унывать, в то время как смысл заключался совсем в другом: смысл жизни — излучать добро и быть тружеником.

С сочинением 13.3 такая же ситуация: учащиеся привыкли давать определение понятию и совсем забывают, что самое главное — это правильно ответить на вопрос, представленный в теме сочинения. Сейчас, когда из формулировки вообще убрали понятие и сделали акцент именно на вопросе, ситуация стала лучше, но проблемы с соответствием сочинения теме все так же актуальны».

Юлия Арустамова
Юлия Арустамова
Преподаватель по русскому языку и литературе, онлайн-репетитор

«Во-первых, причиной потери баллов становится непонимание формата работы. Сочинение на ЕГЭ — это не привычное сочинение «по литературе» и даже не сочинение-рассуждение, а развернутое аналитическое высказывание. Выпускник должен ответить на последовательность вопросов, создав при этом связный текст. Точность ответов, логичность построения текста, грамотность — все это строго оценивают по десяти критериям.

Во-вторых, распространенной причиной потери баллов является невнимательность. На экзамене нужно продумать содержание сочинения, написать его на черновике, проверить, аккуратно переписать на бланк и проверить еще раз. Как вы думаете, сколько времени у выпускника на всю эту работу? В лучшем случае — два часа из трех с половиной. Нужно еще успеть решить и перепроверить 26 заданий тестовой части и заполнить бланк с ответами.

Третий источник ошибок — неудачные шаблоны, образцы, «правильные» сочинения. Ни один ребенок добровольно не напишет фразы «обращаясь к вышеизложенным примерам» или «выражая данную точку зрения на поставленную проблему, автор приводит в пример героя». Но и в школе, и в интернете выпускники видят эти формулировки и начинают верить в существование «экзаменационного языка». Эксперт вынужден снижать баллы за речевое оформление и искать логику в хаотичном использовании готовых шаблонов».

Оксана Беляева
Оксана Беляева
Кандидат филологических наук, доцент, эксперт ЕГЭ, автор учебников по подготовке к выпускным экзаменам, эксперт-консультант педагогических порталов

Главное о сочинении-рассуждении

  • Сочинение-рассуждение — это письменная работа, в которой автор аргументированно выражает позицию по заданной теме. Это обязательная часть ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.
  • Темы ОГЭ связаны с личностью человека, его внутренним миром, отношениями с окружающими и жизненными ценностями. Темы ЕГЭ сложнее и в том числе затрагивают философские и нравственные проблемы.
  • Сочинение-рассуждение композиционно состоит из трех частей: тезис, аргументы, вывод.
  • При написании сочинения важно четко формулировать тезис, подкреплять его весомыми примерами, избегать логических ошибок, использовать вводные слова и клише для связности.
  • Критерии оценивания ОГЭ: минимум 70 слов, четыре критерия — обоснованный ответ или понимание смысла фрагмента текста, наличие примеров, логичность речи, композиционная стройность. Отдельно оценивают грамотность.
  • Критерии оценивания ЕГЭ: минимум 150 слов, десять критериев — позиция автора, комментарий, аргументация, фактическая точность, логика, этика и грамотность.
  • Основные ошибки при написании сочинения-рассуждения: неправильная трактовка темы, несоответствие формату экзамена, невнимательность при проверке текста и использование заученных шаблонов.
Поделиться
Авторы
Теги