Глава Рособрнадзора назвал безобразием объем сложных тем в школе
. В советское время многие темы изучали на втором курсе университетаМузаев: от 15 до 30% школьной программы перегружены неподъемными темами

Школьная программа от 15 до 30% перегружена неподъемными для учеников темами. Это создает дополнительную нагрузку на учителей и сказывается на образовательном процессе, сообщил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев во время круглого стола «Качество образования — основа достижения национальных целей», который прошел в Санкт-Петербургском горном университете императрицы Екатерины II. Его слова передает «Интерфакс».
«Анализ экспертного сообщества вузов показал, что большинство предметов стандартной школьной программы, от 15 до 30%, перегружены темами, которые в Советском Союзе преподавались часто в конце второго курса университета», — сказал Музаев.
Глава Рособрнадзора заявил, что в некоторых школах учителя не уделяют должного внимания определенным темам, поскольку считают их слишком сложными для учеников. «Вот это безобразие, которое у нас образовалась, конечно, надо будет прекращать», — подчеркнул Музаев.
Он заявил, что Минпросвещения, Рособрнадзор и представители российских вузов разрабатывают новые стандарты среднего образования. Это позволит учащимся плавно перейти на первый курс университета. Также он подчеркнул, что избыточная бюрократия и многочисленные требования отвлекают учителей от их основной задачи — качественного обучения. Вместо этого педагоги вынуждены заниматься отчетами и стремиться к формальным рейтингам, которые не отражают реальную эффективность их работы.
«Еще одна большая потеря для нашего образования в 1990-е и 2000-е годы — до сих пор мы потеряли целую культуру объективного оценивания. Начиная от ежедневной оценки за успеваемость, неважно, в каком уровне образования организация, заканчивая государственной аттестацией», — сказал он.
С 1 сентября 2025 года Минпросвещения определило единые требования по изучению всех школьных предметов. Новые требования, нормирующие нагрузку для учеников, уже закреплены на законодательном уровне. Приказ № 704 устанавливает календарно-урочное планирование с учетом времени на изучение того или иного предмета, количество контрольных и проверочных работ, домашние задания. Так, например, на контрольные и всероссийские проверочные работы (ВПР) по всем предметам будет выделяться не более 10% учебного времени.
Как отметил глава Минпросвещения Сергей Кравцов, данная норма поможет регулировать нагрузку не только школьника, но и учителя. По словам министра, она синхронизирована с Трудовым кодексом, поэтому объем работы для учителя также будет нормирован.
Пересмотреть нагрузку в школах еще в начале декабря 2024 года предлагала первый замглавы комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова. По ее словам, сегодня школьная программа ориентирована исключительно на академические достижения школьников. При этом физическое и эмоциональное благополучие детей уходит на второй план. Это приводит к тому, что школьники испытывают проблемы со здоровьем, хроническую усталость и стресс. Помимо этого, депутат предложила пересмотреть подход к домашним заданиям так, чтобы они были направлены на закрепление материала, а не на «механическое выполнение большого объема работы».














