Зачем Трампу Гренландия. История и статус самого большого в мире острова

. Президент США намерен заполучить остров «так или иначе»
Обновлено 14 января 2026, 12:35
Дональд Трамп заявил о серьезном намерении аннексировать Гренландию и сделать ее новым штатом США, несмотря на несогласие жителей самого большого в мире острова
Фото: Leon Neal / Getty Images

Дональд Трамп заявил о серьезном намерении аннексировать Гренландию и сделать ее новым штатом США, несмотря на несогласие жителей самого большого в мире острова

В начале 2026 года Гренландия стала одной из главных тем мировых СМИ. Сразу после успешной операции в Венесуэле президент США Дональд Трамп заявил о намерении во что бы то ни стало заполучить самый большой остров на планете. Вспоминаем историю, а также объясняем простыми словами, почему американский президент так заинтересован в аннексии огромной, но малонаселенной земли, свыше 80% территории которой покрыто вечным льдом.

Площадь Гренландии составляет почти 2,16 млн кв. км — ее размеры сопоставимы, например, со всей Западной Европой, а если предположить, что территория станет самостоятельным государством, то она окажется на 12-м месте в списке крупнейших стран мира. При этом, несмотря на колоссальные размеры острова, сейчас на нем проживает всего 56 тыс. человек.

Эпоха викингов

Географически территория относится к Северной Америке, однако политически — к Европе. Первые представители Старого Света, предположительно, появились на острове в 982 году, когда норвежский викинг Эрик Рыжий, изгнанный из Исландии за убийство, открыл новые земли, где поселился вместе с родственниками. Вернувшись примерно через три года назад в Исландию, он описал достоинства своего нового дома, названного им «Зеленой землей». Согласно одной из версий, выбор столь странного и неподходящего названия был своеобразной пиар-акцией с целью привлечь в Гренландию новых поселенцев. Впрочем, существует теория, что тысячу лет назад климат в тех местах действительно был мягче, чем теперь.

Так или иначе, в 986 году Эрику Рыжему удалось организовать масштабную экспедицию на остров из 25 кораблей, в результате которой на нем возникли два основных поселения: Восточное и Западное. Совокупное население в период расцвета могло достигать от 3 тыс. до 6 тыс. человек, проживавших примерно на 280 фермах. Вскоре на остров проникло христианство, распространившееся в XI веке благодаря сыну Эрика, Лейфу Эрикссону, прибывшему в Гренландию с миссионерами из Европы.

Скандинавские колонисты активно взаимодействовали с инуитами — коренным эскимосским населением Гренландии, — пришедшими на остров из Северной Америки примерно 4500 лет назад. В XIII веке гренландцы, последовав примеру Исландии, признали власть короля Норвегии, однако уже к XIV веку поселения полностью пришли в упадок, что, возможно, стало следствием похолодания климата или конфликтов с коренными жителями.

Правление Дании, присутствие США и современный статус Гренландии

После исчезновения норвежских поселений у берегов Гренландии периодически курсировали голландские и английские китобои, которые время от времени торговали с инуитами, однако серьезных попыток колонизации не предпринималось вплоть до начала XVIII века. Лишь в 1721 году норвежский священник Ханс Эгеде при поддержке датско-норвежской короны основал торговую компанию и лютеранскую миссию недалеко от современного Нуука — нынешней столицы Гренландии.

Это ознаменовало начало длительного колониального периода. Постепенно Гренландия оказалась политически и экономически крепко связана с Данией, которая единолично сохранила за собой права на остров после распада Датско-норвежской унии в 1814 году.

Веком позже, в 1916 году, права датчан на всю территорию Гренландии признали США в рамках сделки о покупке американцами Датской Вест-Индии — островной колонии в Карибском море. Соединенные Штаты проявили серьезный интерес к огромному острову весной 1940 года после оккупации Дании нацисткой Германией, из-за чего власти США начали опасаться, что немцы воспользуются географически выгодным положением северных земель. В итоге датский посол в США Хенрик Кауфманн объявил себя истинным представителем свободной Дании и предоставил американцам от имени государства право на размещение в Гренландии собственных военных баз в период конфликта.

Уже после окончания Второй мировой войны, в 1946 году американцы тайно предложили Дании $100 млн золотом за крупнейший на планете остров, однако получили отказ. При этом в 1949-м стороны стали союзниками по НАТО, а американские базы превратились в важный плацдарм в период холодной войны.

Что касается политического статуса Гренландии, то в 1953-м она утратила колониальный статус и вошла в состав Дании. Однако в 1979-м остров получил право на ограниченное самоуправление, что привело к появлению собственного парламента. Тремя десятилетиями позже жители Гренландии проголосовали на референдуме за расширение автономии от Копенгагена, в результате чего местному правительству достался контроль над значительной частью ресурсов, а гренландский язык обрел статус официального.

После 2009 года Дания, тем не менее, сохранила свое главенство в вопросах внешней политики. Кроме того, в связи с суровым климатом и целым рядом других факторов правительство Гренландии по-прежнему сильно зависит от ежегодного целевого гранта от Дании в размере около $600 млн, а также от государственной поддержки в таких областях, как оборона, береговая охрана и правоохранительные органы.

Хотят ли гренландцы независимости

На данный момент окончательное решение о полном отделении от Дании остается за гренландским народом. Последние опросы агентства Verian показывают, что более половины гренландцев (56%) проголосовали бы за независимость, если бы референдум состоялся прямо сейчас. В то же время 45% жителей острова готовы отказаться от независимости, если свободный статус негативно скажется на их благосостоянии и уровне жизни.

Что касается сценария присоединения к США, то подавляющее большинство гренландцев решительно отвергают такую возможность. Так, 85% опрошенных заявили, что не хотели бы отделиться от Дании, чтобы стать частью Соединенных Штатов.

Интересы Дональда Трампа

Дональд Трамп интересовался возможностью приобретения Гренландии еще во время своего первого президентского срока, несмотря на категорические заявления местных властей о том, что «Гренландия не продается». Агрессивная риторика американского лидера возобновилась в конце 2024 года, сразу после победы на президентских выборах, когда Трамп написал в соцсетях «об абсолютной необходимости контроля США над Гренландией в целях национальной безопасности и свободы во всем мире».

Затем на фоне активизации переговорного процесса об урегулировании украинского конфликта разговоры о Гренландии несколько поутихли. Однако в начале января 2026-го после успешной операции в Венесуэле угрозы о присоединении острова начали звучать с новой силой. Так, 4 января жена заместителя главы аппарата Белого дома Стивена Миллера Кэти Миллер опубликовала изображение карты Гренландии в цветах американского флага, подписав пост словами «Скоро». Спустя пару дней стало известно, что Трамп обсуждает с командой нацбезопасности вопрос возможной покупки земель, а 10 января уже сам президент США лично сообщил о готовности «что-то предпринять» в отношении Гренландии вне зависимости от мнения ее жителей. Он также заявил, что Вашингтон «так или иначе» получит остров, поскольку в противном случае он достанется России или Китаю. 12 января стало известно о внесении на рассмотрение конгресса США законопроекта «об аннексии Гренландии» и предоставлении ей статуса 51-го американского штата, а двумя днями позже Трамп назвал нежелание Гренландии присоединиться к США «их проблемой».

С точки зрения национальной безопасности Гренландия интересует Дональда Трампа в качестве важнейшего стратегического региона. Остров, расположенный между Европой и Северной Америкой, составляет часть так называемого Фареро-Исландского рубежа (GIUK) — сети морских коридоров из Северного Ледовитого океана в Атлантику, геополитическое значение которого растет по мере климатических изменений и развития технологий. Таяние льда на фоне глобального потепления делает северные морские пути более проходимыми, что будет иметь последствия как для военной безопасности, так и потенциал для развития торговли. США собираются побороться за Крайний Север с Россией, а также с Китаем, который в 2018 году назвал себя «приарктическим государством» и заявил о планах создания «Полярного Шелкового пути».

Впрочем, многие эксперты сходятся во мнении, что Гренландия интересует Трампа не столько с точки зрения безопасности и контроля торговых маршрутов, сколько в контексте доступа к ее природным ресурсам. Недра огромного острова изобилуют литием, кобальтом, никелем, медью, рубинами, алмазами, а также редкоземельными металлами, широко используемыми в самых разных электронных устройствах. Именно доступ к богатейшим природным ресурсам может усилить позиции США в экономическом противостоянии с Китаем, который на данный момент доминирует на мировом рынке редкоземельных металлов.

Разведка и добыча полезных ископаемых в Гренландии представляется невероятно трудной задачей, учитывая сложный горный рельеф, удаленность региона и полное отсутствие инфраструктуры. Однако таяние вечных льдов на фоне глобального изменения климата постепенно будет делать ресурсы более доступными.

Поделиться