Что такое девиантное поведение, как оно проявляется, какие есть виды
. Примеры и профилактика девиантного поведения
Девиантное поведение — это система поступков или отдельные действия человека, которые не соответствуют установленным в обществе ожиданиям и требованиям
Термин «девиантное поведение» используют в социологии и психологии для описания поступков, которые вызывают общественное осуждение и приводят нарушителя к изоляции или наказанию [1]. При этом девиации не всегда связаны с преступлениями: в ряде случаев они носят временный, возрастной или ситуационный характер. РБК Life вместе с психологами рассказывает, какие виды девиантного поведения существуют и в чем причины его проявления.
Что такое девиантное поведение
Девиантное поведение — это система поступков или отдельные действия человека, которые не соответствуют установленным в обществе ожиданиям и требованиям. В научной литературе также используют термины «социальная девиация», «девиация» или «отклоняющееся поведение» [2].
Понятие применяют в социологии, психологии и педагогике, оно охватывает широкий спектр форм — от незначительных нарушений норм до социально опасных проявлений. Девиантное поведение может встречаться в любом возрасте, однако чаще всего его фиксируют в подростковом и раннем взрослом периоде [3].
Девиантное поведение чаще всего проявляется в подростковом возрасте
Виды девиантного поведения
В научной литературе не существует единой общепринятой классификации девиантного поведения. Как правило, исследователи выделяют несколько основных типов девиаций в зависимости от характера нарушаемых норм и последствий для личности и общества. В русской психолого-педагогической и социологической традиции чаще всего используют три вида девиантного поведения.
Делинквентное (преступное)
Делинквентное девиантное поведение связано с нарушением закона и общепринятых правовых норм:
- насильственные действия — нападения, избиения, угрозы жизни и здоровью других людей;
- преступления против собственности — кражи, грабежи, мошенничество, вандализм;
- хулиганские действия — грубое нарушение общественного порядка, демонстративное пренебрежение нормами;
- участие в запрещенной деятельности — вовлечение в преступные группы, незаконный оборот запрещенных веществ [4].
Аддиктивное (зависимое)
Аддиктивное девиантное поведение связано с формированием привычек и зависимостей, которые нарушают нормальное функционирование личности и ее социальное взаимодействие:
- химические зависимости — алкоголизм, наркозависимость, токсикомания;
- поведенческие зависимости — игровая зависимость, лудомания, интернет- и соцсетевые аддикции, думскроллинг, шопоголизм;
- пищевые зависимости — компульсивное переедание, анорексия, булимия [5].
Аутоагрессивное (самоповреждающее)
Аутоагрессивное девиантное поведение — формы действий, направленные на причинение вреда самому себе:
- самоповреждения — порезы, ожоги, другие формы селфхарма;
- суицидальные действия и мысли — попытки суицида, планирование суицидальных действий;
- рискованное поведение — действия, угрожающие здоровью или жизни, например опасные трюки или экстремальный стиль жизни без учета последствий.
Причины девиантного поведения
Причины девиантного поведения многообразны и взаимосвязаны. Выделяют три группы факторов, которые могут способствовать девиации:
- биологические — физиологические особенности организма, генетика и нейрофизиология;
- психологические — индивидуальные особенности личности, эмоционально‑волевая сфера и стиль реагирования;
- социальные — влияние общества, групп и социальной среды [6].
Признаки девиантного поведения
По данным исследований, девиантное поведение у подростков и молодых людей проявляется через ряд устойчивых признаков.
- Пренебрежение социальными нормами. Человек игнорирует или нарушает установленные правила, будь то законы, моральные нормы или общественные ожидания.
- Склонность к агрессии и конфликтам. Повышенная конфликтность, частые ссоры, вспышки раздражения и проявления физической или вербальной агрессии.
- Социальная изоляция и скрытность. Отказ от взаимодействия с окружающими, уход в замкнутый внутренний мир, нежелание делиться планами или действиями.
- Импульсивность и низкий самоконтроль. Неспособность управлять эмоциями и поведением в соответствии с социальными ожиданиями, резкие перепады настроения, склонность к рискованным поступкам.
- Аддиктивные и зависимые формы поведения. Формирование устойчивой потребности в психоактивных веществах, азартных играх, чрезмерном использовании интернет-ресурсов и социальных сетей.
- Повторяемость отклоняющихся действий. Девиантное поведение носит устойчивый характер, повторяется в разных ситуациях и не исчезает без внешнего воздействия.
- Снижение интереса к учебе и общественно значимой деятельности. Потеря мотивации к социальной активности, учебе или работе, что отражает дефицит адаптивных стратегий поведения [7].
Снижение интереса к учебе — важный признак того, что подростку нужна помощь
Примеры девиантного поведения
- Преступления и правонарушения. Классические формы девиации — кражи, вандализм, участие в драках или групповых правонарушениях.
- Алкогольная и наркотическая зависимость.
- Азартные игры и интернет‑аддикции. Склонность к компульсивным игровым действиям, зависимость от онлайн‑платформ и социальных сетей.
- Агрессивное и антисоциальное поведение. Систематическое нарушение норм взаимодействия с окружающими: угрозы, оскорбления, буллинг в школе или интернете, агрессивное давление на сверстников.
- Самоповреждение и рискованное поведение. Порезы, ожоги, опасные трюки, попытки суицида.
- Пренебрежение обязанностями и социальной активностью. Частые прогулы, отказ от учебы или работы, уход от общественно значимых задач.
- Эпатаж и радикальный нонконформизм. Демонстративное нарушение общепринятых норм поведения ради внимания, радикальный отказ от стандартных ролей и сценариев жизни.
Профилактика девиантного поведения
Психолог и педагог Александр Шувалов считает, что для снижения частоты и интенсивности девиантного поведения важно учитывать защитные факторы поведения и факторы риска. Ключевой защитный фактор — социальная интеграция. Ребенок должен быть вовлечен и включен в семью, класс, образовательные или кружковые сообщества. Чувство принадлежности и вовлеченности помогает подростку выстраивать позитивные модели поведения.
Дополнительные занятия и образование также играют важную роль: они дают детям возможность развивать компетенции, ощущать успех и быть занятыми полезной деятельностью. Роль взрослых — создавать условия, при которых дети чувствуют связь с окружающими, ощущают успехи и развивают навыки решения проблем. При этом личный пример родителей и педагогов имеет огромное значение: взрослые, демонстрирующие позитивные модели поведения, укрепляют у детей ориентиры для собственного поведения. В итоге сочетание социальной интеграции, успешности в занятиях, навыков решения проблем и участия в дополнительном образовании помогает эффективно снижать риск развития девиантного поведения.

Учителя и родители играют ключевую роль в профилактике девиантного поведения. Важно вовремя заметить, что подростку нужна поддержка, и при необходимости обратиться к специалисту — психологу или психиатру. Часто подростки таким поведением как бы сигнализируют о трудностях и просят о помощи, поэтому взрослым важно не упустить момент. Также они могут быть в контакте с ребенком, на его стороне и против проблемы. Чтобы это получалось, важно смотреть на такое поведение не как на злой умысел, а искать и находить причины.
Подросткам необходимо быть принятыми в группе сверстников, иметь возможность снять эмоциональное напряжение, для них характерно желание взять контроль и власть за свою жизнь в свои руки. Но для того чтобы удовлетворять эти и другие потребности социально одобряемым образом, их мозг еще недостаточно зрел. Они еще не умеют в полной мере управлять эмоциями, думать о последствиях, открыто просить и принимать помощь. Подростков можно сравнить с автомобилем, у которого очень чувствительная педаль газа, а тормоз, наоборот, барахлит. Поэтому близким взрослым порой необходимо взять на себя функцию тормозов.

Вопросы экспертам
Как социальные сети влияют на формирование девиантного поведения?
Социальные сети усиливают эффект подражания. Кто-то выкладывает видео, как забирается на самую высокую телевышку в городе, и вскоре другие пытаются повторить поступок. Механизм прост: дурной пример оказывается заразительным. Если раньше человек видел такие модели поведения лишь в ближайшем окружении, то сегодня социальные сети многократно расширяют поле наблюдения. Девиантные поступки становятся заметными, получают внимание и отклик, а значит, начинают восприниматься как допустимые или даже привлекательные. При этом позитивные примеры в соцсетях тоже существуют, однако именно рискованное и провокационное поведение чаще привлекает внимание подростков и быстрее распространяется.

Может ли девиантное поведение быть временной адаптационной стратегией?
Да, может. Для подросткового возраста рост числа подобных проявлений во многом является нормативным. Это связано как с биологическими, так и с психосоциальными особенностями. Подростки пробуют границы допустимого: кто-то может покурить за школой, кто-то — украсть шоколадку в магазине, кто-то — зацепиться за поезд или машину ради острых ощущений. Чаще всего это кратковременные вспышки, которые не выходят за рамки возрастной нормы.
Ключевым критерием здесь является частота и интенсивность. Разовые или редкие эпизоды (условно один-два раза за весь подростковый период) в целом допустимы. Проблемой девиантное поведение становится тогда, когда оно приобретает регулярный характер и нарастает по интенсивности. Например, систематическое употребление алкоголя или выраженные формы рискованного поведения у подростка уже выходят за пределы нормы и требуют внимания специалистов.

Чем девиантное поведение отличается от возрастного кризиса у подростков?
Переходный возраст — естественный этап взросления, когда подросток ищет себя и стремится отделиться от родителей. Он учится нащупывать свои границы и границы дозволенного — часто путем нарушения общепринятых норм и правил. Есть множество историй о том, как подростки шокируют родителей переменами во внешнем виде, приходят с неуместно ярким макияжем в школу, спорят. И это нормально! Всерьез беспокоиться стоит тогда, когда поведение становится небезопасными для самого подростка или других людей, нарушает закон, а также в случае, если подросток полностью закрывается от контакта со взрослыми.

Главное о девиантном поведении
- Девиантное поведение — действия или поступки, отклоняющиеся от социальных норм и вызывающие осуждение общества.
- Основные виды девиаций — делинквентное (преступное), аддиктивное (зависимое) и аутоагрессивное (самоповреждающее) поведение.
- Делинквентное поведение — нарушение закона и общественных норм: насилие, кражи, мошенничество, хулиганство, участие в запрещенной деятельности.
- Аддиктивное поведение — формирование зависимостей: алкогольная, наркотическая, игровая, интернет-аддикция, компульсивное переедание, анорексия, булимия.
- Аутоагрессивное поведение — действия, наносящие вред себе: самоповреждения, попытки суицида, рискованные экстремальные действия.
- Причины девиантного поведения — биологические (генетика, нейрофизиология), психологические (черты личности, эмоции), социальные (влияние семьи, общества и сверстников).
- Признаки девиаций — пренебрежение нормами, агрессия, социальная изоляция, импульсивность, зависимость, снижение мотивации к учебе и работе.
- Примеры девиантного поведения — правонарушения, зависимости, агрессивное поведение, самоповреждение, эпатаж.
- Профилактика девиантного поведения — социальная интеграция подростка, вовлечение в семью, образовательные и кружковые сообщества, развитие навыков самоконтроля.



















