Что такое девиантное поведение, как оно проявляется, какие есть виды

. Примеры и профилактика девиантного поведения
Обновлено 24 декабря 2025, 10:20
Девиантное поведение — это система поступков или отдельные действия человека, которые не соответствуют установленным в обществе ожиданиям и требованиям
Фото: yunulia / Shutterstock / FOTODOM

Девиантное поведение — это система поступков или отдельные действия человека, которые не соответствуют установленным в обществе ожиданиям и требованиям

Термин «девиантное поведение» используют в социологии и психологии для описания поступков, которые вызывают общественное осуждение и приводят нарушителя к изоляции или наказанию [1]. При этом девиации не всегда связаны с преступлениями: в ряде случаев они носят временный, возрастной или ситуационный характер. РБК Life вместе с психологами рассказывает, какие виды девиантного поведения существуют и в чем причины его проявления.

Что такое девиантное поведение

Девиантное поведение — это система поступков или отдельные действия человека, которые не соответствуют установленным в обществе ожиданиям и требованиям. В научной литературе также используют термины «социальная девиация», «девиация» или «отклоняющееся поведение» [2].

Понятие применяют в социологии, психологии и педагогике, оно охватывает широкий спектр форм — от незначительных нарушений норм до социально опасных проявлений. Девиантное поведение может встречаться в любом возрасте, однако чаще всего его фиксируют в подростковом и раннем взрослом периоде [3].

Виды девиантного поведения

В научной литературе не существует единой общепринятой классификации девиантного поведения. Как правило, исследователи выделяют несколько основных типов девиаций в зависимости от характера нарушаемых норм и последствий для личности и общества. В русской психолого-педагогической и социологической традиции чаще всего используют три вида девиантного поведения.

Делинквентное (преступное)

Делинквентное девиантное поведение связано с нарушением закона и общепринятых правовых норм:

  • насильственные действия — нападения, избиения, угрозы жизни и здоровью других людей;
  • преступления против собственности — кражи, грабежи, мошенничество, вандализм;
  • хулиганские действия — грубое нарушение общественного порядка, демонстративное пренебрежение нормами;
  • участие в запрещенной деятельности — вовлечение в преступные группы, незаконный оборот запрещенных веществ [4].

Аддиктивное (зависимое)

Аддиктивное девиантное поведение связано с формированием привычек и зависимостей, которые нарушают нормальное функционирование личности и ее социальное взаимодействие:

Аутоагрессивное (самоповреждающее)

Аутоагрессивное девиантное поведение — формы действий, направленные на причинение вреда самому себе:

  • самоповреждения — порезы, ожоги, другие формы селфхарма;
  • суицидальные действия и мысли — попытки суицида, планирование суицидальных действий;
  • рискованное поведение — действия, угрожающие здоровью или жизни, например опасные трюки или экстремальный стиль жизни без учета последствий.

Причины девиантного поведения

Причины девиантного поведения многообразны и взаимосвязаны. Выделяют три группы факторов, которые могут способствовать девиации:

  • биологические — физиологические особенности организма, генетика и нейрофизиология;
  • психологические — индивидуальные особенности личности, эмоционально‑волевая сфера и стиль реагирования;
  • социальные — влияние общества, групп и социальной среды [6].

Признаки девиантного поведения

По данным исследований, девиантное поведение у подростков и молодых людей проявляется через ряд устойчивых признаков.

  • Пренебрежение социальными нормами. Человек игнорирует или нарушает установленные правила, будь то законы, моральные нормы или общественные ожидания.
  • Склонность к агрессии и конфликтам. Повышенная конфликтность, частые ссоры, вспышки раздражения и проявления физической или вербальной агрессии.
  • Социальная изоляция и скрытность. Отказ от взаимодействия с окружающими, уход в замкнутый внутренний мир, нежелание делиться планами или действиями.
  • Импульсивность и низкий самоконтроль. Неспособность управлять эмоциями и поведением в соответствии с социальными ожиданиями, резкие перепады настроения, склонность к рискованным поступкам.
  • Аддиктивные и зависимые формы поведения. Формирование устойчивой потребности в психоактивных веществах, азартных играх, чрезмерном использовании интернет-ресурсов и социальных сетей.
  • Повторяемость отклоняющихся действий. Девиантное поведение носит устойчивый характер, повторяется в разных ситуациях и не исчезает без внешнего воздействия.
  • Снижение интереса к учебе и общественно значимой деятельности. Потеря мотивации к социальной активности, учебе или работе, что отражает дефицит адаптивных стратегий поведения [7].

Примеры девиантного поведения

  • Преступления и правонарушения. Классические формы девиации — кражи, вандализм, участие в драках или групповых правонарушениях.
  • Алкогольная и наркотическая зависимость.
  • Азартные игры и интернет‑аддикции. Склонность к компульсивным игровым действиям, зависимость от онлайн‑платформ и социальных сетей.
  • Агрессивное и антисоциальное поведение. Систематическое нарушение норм взаимодействия с окружающими: угрозы, оскорбления, буллинг в школе или интернете, агрессивное давление на сверстников.
  • Самоповреждение и рискованное поведение. Порезы, ожоги, опасные трюки, попытки суицида.
  • Пренебрежение обязанностями и социальной активностью. Частые прогулы, отказ от учебы или работы, уход от общественно значимых задач.
  • Эпатаж и радикальный нонконформизм. Демонстративное нарушение общепринятых норм поведения ради внимания, радикальный отказ от стандартных ролей и сценариев жизни.

Профилактика девиантного поведения

Психолог и педагог Александр Шувалов считает, что для снижения частоты и интенсивности девиантного поведения важно учитывать защитные факторы поведения и факторы риска. Ключевой защитный фактор — социальная интеграция. Ребенок должен быть вовлечен и включен в семью, класс, образовательные или кружковые сообщества. Чувство принадлежности и вовлеченности помогает подростку выстраивать позитивные модели поведения.

Дополнительные занятия и образование также играют важную роль: они дают детям возможность развивать компетенции, ощущать успех и быть занятыми полезной деятельностью. Роль взрослых — создавать условия, при которых дети чувствуют связь с окружающими, ощущают успехи и развивают навыки решения проблем. При этом личный пример родителей и педагогов имеет огромное значение: взрослые, демонстрирующие позитивные модели поведения, укрепляют у детей ориентиры для собственного поведения. В итоге сочетание социальной интеграции, успешности в занятиях, навыков решения проблем и участия в дополнительном образовании помогает эффективно снижать риск развития девиантного поведения.

Александр Шувалов
Александр Шувалов
Психолог, педагог, Екатеринбург

Учителя и родители играют ключевую роль в профилактике девиантного поведения. Важно вовремя заметить, что подростку нужна поддержка, и при необходимости обратиться к специалисту — психологу или психиатру. Часто подростки таким поведением как бы сигнализируют о трудностях и просят о помощи, поэтому взрослым важно не упустить момент. Также они могут быть в контакте с ребенком, на его стороне и против проблемы. Чтобы это получалось, важно смотреть на такое поведение не как на злой умысел, а искать и находить причины.

Подросткам необходимо быть принятыми в группе сверстников, иметь возможность снять эмоциональное напряжение, для них характерно желание взять контроль и власть за свою жизнь в свои руки. Но для того чтобы удовлетворять эти и другие потребности социально одобряемым образом, их мозг еще недостаточно зрел. Они еще не умеют в полной мере управлять эмоциями, думать о последствиях, открыто просить и принимать помощь. Подростков можно сравнить с автомобилем, у которого очень чувствительная педаль газа, а тормоз, наоборот, барахлит. Поэтому близким взрослым порой необходимо взять на себя функцию тормозов.

Алена Ивлева
Алена Ивлева
Психолог, психотерапевт, Москва

Вопросы экспертам

Как социальные сети влияют на формирование девиантного поведения?

Социальные сети усиливают эффект подражания. Кто-то выкладывает видео, как забирается на самую высокую телевышку в городе, и вскоре другие пытаются повторить поступок. Механизм прост: дурной пример оказывается заразительным. Если раньше человек видел такие модели поведения лишь в ближайшем окружении, то сегодня социальные сети многократно расширяют поле наблюдения. Девиантные поступки становятся заметными, получают внимание и отклик, а значит, начинают восприниматься как допустимые или даже привлекательные. При этом позитивные примеры в соцсетях тоже существуют, однако именно рискованное и провокационное поведение чаще привлекает внимание подростков и быстрее распространяется.

Александр Шувалов
Александр Шувалов
Психолог, педагог, Екатеринбург

Может ли девиантное поведение быть временной адаптационной стратегией?

Да, может. Для подросткового возраста рост числа подобных проявлений во многом является нормативным. Это связано как с биологическими, так и с психосоциальными особенностями. Подростки пробуют границы допустимого: кто-то может покурить за школой, кто-то — украсть шоколадку в магазине, кто-то — зацепиться за поезд или машину ради острых ощущений. Чаще всего это кратковременные вспышки, которые не выходят за рамки возрастной нормы.

Ключевым критерием здесь является частота и интенсивность. Разовые или редкие эпизоды (условно один-два раза за весь подростковый период) в целом допустимы. Проблемой девиантное поведение становится тогда, когда оно приобретает регулярный характер и нарастает по интенсивности. Например, систематическое употребление алкоголя или выраженные формы рискованного поведения у подростка уже выходят за пределы нормы и требуют внимания специалистов.

Александр Шувалов
Александр Шувалов
Психолог, педагог, Екатеринбург

Чем девиантное поведение отличается от возрастного кризиса у подростков?

Переходный возраст — естественный этап взросления, когда подросток ищет себя и стремится отделиться от родителей. Он учится нащупывать свои границы и границы дозволенного — часто путем нарушения общепринятых норм и правил. Есть множество историй о том, как подростки шокируют родителей переменами во внешнем виде, приходят с неуместно ярким макияжем в школу, спорят. И это нормально! Всерьез беспокоиться стоит тогда, когда поведение становится небезопасными для самого подростка или других людей, нарушает закон, а также в случае, если подросток полностью закрывается от контакта со взрослыми.

Алена Ивлева
Алена Ивлева
Психолог, психотерапевт, Москва

Главное о девиантном поведении

  • Девиантное поведение — действия или поступки, отклоняющиеся от социальных норм и вызывающие осуждение общества.
  • Основные виды девиаций — делинквентное (преступное), аддиктивное (зависимое) и аутоагрессивное (самоповреждающее) поведение.
  • Делинквентное поведение — нарушение закона и общественных норм: насилие, кражи, мошенничество, хулиганство, участие в запрещенной деятельности.
  • Аддиктивное поведение — формирование зависимостей: алкогольная, наркотическая, игровая, интернет-аддикция, компульсивное переедание, анорексия, булимия.
  • Аутоагрессивное поведение — действия, наносящие вред себе: самоповреждения, попытки суицида, рискованные экстремальные действия.
  • Причины девиантного поведения — биологические (генетика, нейрофизиология), психологические (черты личности, эмоции), социальные (влияние семьи, общества и сверстников).
  • Признаки девиаций — пренебрежение нормами, агрессия, социальная изоляция, импульсивность, зависимость, снижение мотивации к учебе и работе.
  • Примеры девиантного поведения — правонарушения, зависимости, агрессивное поведение, самоповреждение, эпатаж.
  • Профилактика девиантного поведения — социальная интеграция подростка, вовлечение в семью, образовательные и кружковые сообщества, развитие навыков самоконтроля.
Поделиться