«Воскрешение покойника»: почему франшизу «Достать ножи» рано хоронить

. Неподражаемый Бенуа Блан ввязался в церковный переполох

Фильм «Достать ножи: Воскрешение покойника» дал франшизе второе дыхание

Обновлено 14 декабря 2025, 09:05
Кадр из фильма «Достать ножи: Воскрешение покойника»
Фото: Netflix, Ram Bergman Productions

Кадр из фильма «Достать ножи: Воскрешение покойника»

12 декабря на Netflix вышла третья часть успешной детективной серии Райана Джонсона «Достать ножи: Воскрешение покойника». Новый фильм кажется еще находчивее, но и мрачнее: Джонсон через своих героев поднимает не просто ключевой для жанра вопрос «кто это сделал?» («whodunit» — основная загадка любого преступления), но и задается вопросами веры и религии.

Кинокритик Елена Зархина рассказывает о судьбе франшизы в попытке объяснить, удалось ли ей поймать удачу в третий раз подряд.

Преподобный Джад (Джош О'Коннор) вопреки библейскому завету не привык подставлять вторую щеку — напротив, с радостью даст сдачи. Тем более что удар держать он умеет: когда-то в боксерском прошлом случайно убил соперника на ринге. Теперь он сражается на стороне Бога, но в порыве гнева может распустить руки. За это церковь ссылает молодого священника в пригород Нью-Йорка — в небольшой и скандально известный приход монсеньора Джефферсона Уикса (Джош Бролин).

Уикс мало похож на традиционного священника: он сквернословит, злоупотребляет алкоголем, а его еженедельные токсичные проповеди сокращают число прихожан. В рядах его преданной паствы остаются писатель в авторском кризисе Ли Росс (Эндрю Скотт), неистово верующий адвокат Вера Дрейвен (Керри Вашингтон), воспитывающая сводного брата Сая (Дэрил Маккормак), который грезит о политической карьере; доктор Нэт Шарп (Джереми Реннер), прикладывающийся к бутылке из-за разрыва с женой, и страдающая от физического недуга виолончелистка Симона (Кейли Спейни). Последняя из личных сбережений спонсирует церковь Уикса, пообещавшего ей чудесное исцеление одной лишь силой веры.

Пожертвования и правда очень нужны Уиксу — дела прихода неважные. Но угнетает священника не дыра в бюджете, а связанная с финансами тайна его собственной семьи. Он пастырь во втором поколении. Его дед, успевший сколотить внушительное состояние, запрятал его в секретном месте, куда не смогла добраться его дочь Грейс (Энни Хэмилтон), мать Уикса. Ее прозвали «блудницей» и отлучили от церкви. И вот уже он пытается разгадать секрет клада, но идеалист Джад нарушает его планы. А во время очередной проповеди, приуроченной к Страстной пятнице, Уикс и вовсе падает замертво.

Расследовать дело вызывается местный шериф Джеральдин Скотт (Мила Кунис) и наш хороший знакомый, проницательный и манерный сыщик Бенуа Блан (Дэниел Крэйг). А местные жители и верные последователи Уикса во главе с набожной помощницей Мартой (Гленн Клоуз) будут им всячески мешать.

Франшизе по-прежнему не вредит ни загруженность ее автора (Джонсон параллельно делал сериальный «Покерфейс» и готовится к новой части «Звездных войн»), ни эксклюзивный контракт с Netflix, который часто и небезосновательно ругают за талант последовательно губить хорошие проекты. Возможно, этот стабильный и высокий результат обеспечен отсутствием спешки — новые «Достать ножи» выходят с трехлетним перерывом. Работает на имидж франшизы и удачный тайминг. Если первая часть появилась промозглой осенью, отраженной и в сюжете, то следующие с подачи маркетинга и календарного расписания стриминга выходят накануне Нового года. И становятся чем-то вроде святочных детективных рассказов, которых ждут не меньше очередного сезона «Очень странных дел».

Но «Воскрешение покойника» пусть и выходит в преддверии новогодних праздников, кажется самой мрачной частью серии. Хотя опирается вновь на опыт великих: это Агата Кристи (конкретно ее роман «Убийство в доме викария»), «Убийство на улице Морг» Эдгара Аллана По и многие другие. Райан Джонсон не скрывает, что равняется на классический детектив, сюжетный конструкт которого с удовольствием заимствует.

К третьему фильму у него самого выработалась четкая схема: есть изощренное убийство, есть ложно обвиненный подозреваемый, группа причудливых героев (будь это семья, друзья или паства) и, конечно же, прозорливый сыщик Бенуа Блан, который на этот раз вносит раздор в Господний дом. Появившись на пороге церкви Джада, детектив сходу называет себя «счастливым еретиком». Он ни на секунду не готов поверить в существование Бога и тем более его чудес. Хотя остальным не запрещает. В их с Джадом динамике отношений нет места спорам. Напротив, преподобного успели невзлюбить все, кроме сыщика, рассмотревшего в нем нечто божественно красивое — истинную веру, пусть ему и недоступную.



Райан Джонсон, рассказывая о замысле фильма, в котором вопрос веры оказывается не менее важным, чем тайна личности убийцы, признается, что побывал на обеих сторонах. Режиссер и сценарист «Достать ножи» воспитывался в семье верующих протестантов, но с возрастом стал агностиком. Этот опыт максимально отражен в образе Джефферсона Уикса, намеренно радикализирующего своих прихожан, пробуждая в них худшие проявления.

На контрасте с ним действует преподобный Джад. Почти блаженный. На его душе лежит тяжкий грех: когда-то он случайно убил человека и мучительно борется за прощение. Джад — полная противоположность Уикса. Он милосерден, искренен и тверд в стремлении стать достойным пастырем для всех, кто в нем нуждается. Эта противоречивая природа церкви, выраженная в ее служителях, отражается и в визуальном решении фильма. Экран то затягивается грозовыми тучами, то заливается лучами солнца, то покрывается густым туманом.

Райан Джонсон намеренно использует чисто жанровую форму для разговора о чем-то большем и сложном. Но не злоупотребляет нравоучениями и не берет на себя функцию святого отца. Даже в интервью Джонсон, не теряя здоровой самоиронии, шутит, что был бы не против, если новые «Достать ножи» посмотрит нынешний папа римский Лев XIV. Вот так неожиданно вполне светский детектив обернулся сакральным разговором: в процессе поиска виновного персонажи неоднократно проговорят, кто во что верит, а сам Джонсон выведет их намерения и чаяния на свет Божий.

Однако все важные для сюжета дискуссии о кризисе веры не вытесняют из мира франшизы ее ключевые и любимые элементы. Это по-прежнему чертовски находчиво придумано (Джонсон настаивает, что стремится делать детективы, которые нескучно пересматривать, находя при новом просмотре что-то новое), тонко и смешно (есть даже колкая шутка про «Звездные войны», к которым Джонсон имеет прямое отношение — на его счету «Звездные войны: Последние джедаи» и будущий фильм фантастической серии). А также очень уютно и захватывающе. Джонсон ловко миксует жанры и художественные стили. Зрителю некогда заскучать — внушительные два с половиной часа хронометража лишены тяжеловесности и затянутости.

«Достать ножи: Воскрешение покойника» — не просто очередное доказательство чуда гения Райана Джонсона, но, вероятно, лучший фильм франшизы, не теряющей качества. Как известно, Бог любит троицу. А сам Джонсон, заручившись поддержкой Дэниела Крэйга, с наслаждением купающегося в роли Блана, уверяет: «Честно, я готов продолжать делать эти фильмы хоть до конца своих дней».

Поделиться
Авторы
Теги