Мюзиклы в России: эволюция жанра от «Стиляг» до «Льдов» и «Пророка»
. Голливудские традиции, ностальгия и попытки попасть в тренды«Стиляги» снова вышли в прокат: какие мюзиклы снимают в России

Кадр из фильма «Стиляги» (2008)
11 декабря в повторный прокат вышли «Стиляги» Валерия Тодоровского. В 2008 году именно они открыли новую эпоху киномюзиклов в России. С тех пор отечественные музыкальные фильмы прошли долгий путь — от попыток маркетологов скрыть жанр от конечного потребителя до того, что запели даже те персонажи, от которых этого совсем не ждешь. Например «наше все» Александр Сергеевич Пушкин.
Об эволюции мюзикла на российской почве рассказывает Наталья Вчерашняя.
Вспомнить все
С того момента, как в кинематограф пришел звук, герои фильмов начали петь и танцевать — не зря же самый первый полнометражный звуковой фильм «Певец джаза» (1927) был музыкальным. И в советском кино мюзиклы, хоть их и не называли этим буржуазным термином, были привычным и популярным жанром: от «Веселых ребят» (1934) и других фильмов Григория Александрова, вдохновленных, конечно, голливудскими образцами того же времени, до «Карнавала» (1982).
С крахом СССР музыкальные фильмы с больших экранов исчезли — на фоне политических потрясений и меняющейся системы кинопроизводства было совсем не до песен. По телевизору же постоянно крутили «киноконцерты» — нарезки музыкальных номеров из любимых картин стремительно ушедшей эпохи. И пожалуй, именно этот формат ностальгической сборной солянки, стал прародителем нового российского мюзикла.
Кадр из фильма «Веселые ребята» (1934)
Оформился он опять же на телевидении, в виде «Старых песен о главном» — подарка канала ОРТ зрителям на Новый год — 1996-й, 1997-й, 1998-й и 2001-й. В них уже обозначились любимые приемы российских мюзиклов: ностальгия (в первых трех выпусках — по никогда не существовавшему небесному СССР «Кубанских казаков» и останкинских «Голубых огоньков», в последнем — просто по какому-то ушедшему прошлому) и собственно старые песни, проверенные временем и с первой ноты узнаваемые аудиторией.
С тех пор такие мюзиклы, скрещивающие сюжеты, основанные на культовых советских фильмах вроде «Иван Васильевич меняет профессию» (1973) или «Иронии судьбы» (1976), с популярными песнями, иногда даже относительно свежими, прочно прописались на телеканалах в качестве новогоднего развлечения. И прекрасно там себя чувствуют по сей день.
Однако на большой экран в 2000-х мюзиклы выходили редко, и выходы эти были чаще неудачные — вряд ли люди, имевшие несчастье посмотреть картины «Бременские музыканты&Co» (2000) или «Шекспиру и не снилось» (2007), захотят об этом вспоминать.
Фильм-праздник
Поэтому «Стиляги», с шиком и блеском залетевшие в прокат под новый 2009 год, произвели эффект бомбы, взорвавшейся миллионом разноцветных конфетти. Интересно, что к тому моменту маркетологи, очевидно, глядя на сборы зарубежных фильмов в России, уже уверились в том, что наш зритель мюзиклы не любит и не смотрит. Поэтому в громкой промо-кампании мюзикловую природу «Стиляг» особо не афишировали, подавая их просто как «фильм-праздник».

Но это, конечно, настоящий мюзикл в голливудских традициях — не зря создатели, как Александров до них, вдохновлялись классическими примерами жанра, пересматривая фильмы «золотого века» с Фредом Астером и Джином Келли и картины Боба Фосса. Песни и танцы в «Стилягах» органично вписаны в сюжет и двигают его вперед. При этом персонажи не просто вдруг начинают петь: музыкальные номера служат отдельным аттракционом и сопровождаются отточенной хореографией.
Кадр из фильма «Стиляги» (2008)
В то же время фильму свойственны и родовые черты российского мюзикла. В нем эксплуатируется ностальгия, причем не по настоящему прошлому, а по выдуманному: и Москва 1950-х годов, и сами стиляги, и окружающие их «жлобы» в реальности выглядели совершенно по-другому.
Да, никакой романтизации СССР, его официальной идеологии и социалистического быта здесь нет, даже наоборот: главные герои, которые превыше всего ценят свободу самовыражения и свободу вообще, противостоят серой массе одинаковых болванчиков, ходящих строем и «скованных одной цепью», и симпатии авторов, безусловно, на стороне первых.
Кадр из фильма «Стиляги» (2008)
Но в изображении стиляжьей жизни, с ее разноцветными пиджаками, стильными оранжевыми галстуками, подвязками чулок, мелькающими в пене девичьих юбок, и вечеринками в Коктейль-холле нет-нет, да и прорежется тоска то ли по молодости, то ли по вкусу газированной воды с сиропом.
В музыке здесь также использован прием «старых песен о главном», правда, поют герои не советскую эстраду соответствующей эпохи, а песни русских рокеров 1980-х. Тексты в половине из них переписаны, чтобы лучше ложиться на события фильма, а джазово-рок-н-ролльные аранжировки придают знакомым композициям неожиданное звучание. И главное, такой выбор музыки несет смысловую нагрузку, рифмуя протестные субкультуры разных эпох и отражая основной месседж картины, который сегодня звучит даже более смело, чем в год выхода. Как говорил сценарист Юрий Коротков, «это же фильм не о стилягах и не о музыке, это фильм о возможности быть свободным в условиях несвободы».
Кадр из фильма «Стиляги» (2008)
Однако в «Стилягах» — большом и дорогостоящем проекте — был по определению заложен компромисс между свободой и необходимостью, только уже (или еще) не идейного, а коммерческого толка. «Новогоднюю битву блокбастеров», которая тогда только зарождалась, как явление, фильм проиграл «Обитаемому острову» и комедии «Любовь-морковь 2», тем самым, видимо, укрепив работников киноиндустрии во мнении, что российский зритель отдавать деньги за билет на мюзикл не хочет. Нового возрождения жанра пришлось ждать несколько лет.
Песни на льду
Явилось оно в привычной уже форме новогоднего концерта с песнями из разряда «лучшее, любимое и только для вас», на сей раз нанизанными на вольную переработку сюжета пьесы Островского «Старый друг лучше новых двух». Но под этой оберткой в «Самом лучшем дне» Жоры Крыжовникова (2015) прячется зрелище настолько трансгрессивное, что его не постыдился бы и Ларс фон Триер.
На экране распахивается русская провинция, населенная запойными алкоголиками и моральными уродами (единственным исключением выступает невеста главного героя), в любой непонятной ситуации орущими нестройными голосами хиты Григория Лепса и группы «ВИА Гра», а также, естественно, «Зеленоглазое такси» и «Я люблю тебя до слез». Той самой невесте достались Анна Герман и «I Will Survive», но в финале и она меняет репертуар, забыв декларацию свободы от Глории Гейнор и слившись с народом в хоровом исполнении песни «Спасибо, родная». Зрителям тоже предлагалось подпевать прямо в кинозалах, для чего по экрану бежали титры, как в караоке.
Кадр из фильма «Самый лучший день» (2015)
Несмотря на затопляющую фильм мизантропию, публика подвоха не почувствовала, и «Самый лучший день» стал чемпионом проката, войдя в тройку самых кассовых российских картин 2016 года. А умение играть на струнах народной души пригодилось Крыжовникову, правда, с переменным успехом, в фильме «Лёд 2» (2020) и сериале «Москва слезам не верит. Все только начинается» (2025).
Пожалуй, именно франшиза «Лёд» окончательно реабилитировала мюзиклы в глазах отечественных кинопродюсеров и зрителей. Если в рекламной кампании первого фильма, вышедшего в 2018 году, от целевой аудитории по привычке скрывали, что это мюзикл, то его сборы, превысившие 1,4 млрд руб, развеяли все опасения. Вторая и третья часть франшизы (2020 и 2024 год) закрепили успех, собрав, соответственно, более 1,47 млрд и более 1,8 млрд. Мюзикл стал, как ему и положено, воистину народным жанром.
Фильм-концерт
Трилогия «Лёд» окончательно зафиксировала рецепт российского мюзикла. Действие происходит в условно наше время (с как будто мелкими, но на самом деле существенными отклонениями от реальности вроде замены Олимпийских игр соревнованиями на вымышленный «Кубок льда»), однако ностальгическое настроение задают сами музыкальные номера, возвращающие зрителей в их детство и молодость.
Кадр из фильма «Лёд» (2017)
Песни подобраны по принципу сборного концерта, или, если угодно, музыкального автомата. Причем разброс вкусов авторов куда шире, чем у создателей «Стиляг», и отражает перемены в культурной жизни страны: от Земфиры (признана Минюстом РФ иноагентом. — РБК Life) и группы «5'nizza» в первом фильме «Лёд» до Кипелова и Юлии Савичевой в третьем. Со всеми остановками через Богдана Титомира, Аллу Пугачеву, «Тату», «Иванушек International», «Прекрасное далеко» и «Ветер перемен» из советского мюзикла «Мэри Поппинс, до свидания» (1983).
По этому рецепту и продолжают готовиться новые музыкальные ленты, все, как на подбор, строящиеся на хорошо знакомых идеях, сюжетах и мелодиях.
В сказках перепевают советские мультики («Бременские музыканты», 2023, «Летучий корабль», 2024), фильмы («Буратино», 2025) и грампластинки («Алиса в стране чудес», 2025), а в таких картинах, как «Подростки. Первая любовь» (2024) и «Тур с Иванушками» (2024) — хиты 1990-х. Авторы «Горыныча» (2025), сочинив для фильма несколько оригинальных песен, на финальных титрах все-таки заряжают для верности Надежду Кадышеву.
Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина» (2024)
Редкий мюзикл, создатели которого рискнули стряхнуть морок «Старых песен о главном» и снять что-то посовременнее — «Пророк. История Александра Пушкина» Феликса Умарова (2024). Его авторы, вслед за Александровым и Тодоровским, обратили взгляд на Бродвей и в Голливуд, взяв за образец «Гамильтона» (2020), «Мулен Руж» (2001) и «Ла-Ла Ленд» (2016). Здесь применен тот же подход, что и в «Стилягах»: организовать встречу эпох через музыку, чтобы читающий рэп бунтарь Пушкин стал зрителям современником.
Правда, бунт против системы у этого Александра Сергеевича получается куда более смиренным и недолгим, чем у кино-стиляг из 2008 года. Выходит, что новые песни о главном, как ни крути, звучат совсем не так громко и уверенно, как старые.




















