Джуди Денч — 91. Любовь к Шекспиру, изменившая судьбу
. Аристократичная, строгая и колкая: самые известные амплуа актрисыЗвезде бондианы Джуди Денч исполнился 91 год: вспоминаем ее карьеру

Джуди Денч — обладательница титулов кавалера ордена Британской Империи и дамы-командора ордена Британской империи. Английская актриса, узнавшая сцену благодаря любви к Шекспиру, прославилась во всем мире ролью «М», руководительницы британской секретной службы МИ-6 в фильмах о Джеймсе Бонде.
Кадр из фильма «Умри, но не сейчас» (2002)
Джуди Денч — оскароносная британская актриса, подруга Мэгги Смит и женщина с большой буквы. Она начала актерскую карьеру с покорения театра и только после 60 лет стала кинозвездой.
Босс агента 007, королева Виктория и надменная аристократка — самые известные ее амплуа на экране. Неисправимая индивидуалистка, она всегда отвергала консервативные устои и радовалась жизни, даже когда начала терять зрение.
Для материала использованы статьи и интервью в изданиях: Entertainment Weekly, BBC News, Vogue UK, The Talks, Hollywood Reporter, Biography, Women's Weekly, GB News.
Театральный дебют Джуди Денч состоялся в пятилетнем возрасте с филигранного исполнения улитки в детском спектакле. «Я помню, что на мне были одеты коричневый комбинезон и коричневые колготки, а мой отец сделал для меня огромную раковину. Все, что мне нужно было сделать, — проползти через сцену под этой ракушкой», — вспоминала актриса.
Однако юная Денч, которая наряжалась и громко пела всякий раз, когда ее мать-ирландка играла на пианино, мечтала стать художником-постановщиком, а не блистать на подмостках. Выпустившись из школы для девочек-квакеров, Денч поступила в Йоркскую школу искусств, чтобы создавать сценические костюмы.
Джуди Денч на генеральной репетиции «Гамлета» в театре «Олд Вик», Лондон, 11 сентября 1957 года. Она дебютировала в Лондоне в роли Офелии
Но карьерные планы кардинально поменялись благодаря одному спектаклю: «Я пошла посмотреть «Короля Лира» с Майклом Редгрейвом в Стратфорде. Я была так потрясена увиденным, что все произошло за одну ночь. Я помню, как сказала: «Я уже не уверена, что хочу быть дизайнером». Она поделилась планами со старшим братом, начинающим актером, который вдохновил ее действовать. «Я бы никогда не подумала о том, чтобы играть, если бы не Джефф», — признавалась она.
На сцену лондонского театра «Олд Вик» 20-летняя Денч зашла с козырей — сыграла отчаявшуюся Офелию в «Гамлете». Молодая дебютантка дерзко нарушила иерархические порядки в консервативной среде и доказала маститым коллегам, что, несмотря на юный возраст, способна разделить любые переживания героинь, какими бы трагическими они ни были. После Офелии Денч с особым трепетом воплотила Джульетту.
Сотрудничество с «Олд Вик» продолжалось четыре года, а затем Джуди присоединилась к Королевской шекспировской труппе и выступала с ней в Стратфорде и Лондоне в течение следующих 20 лет. За это время она стала одной из самых известных актрис своего поколения. Денч, которая «играла весь репертуар Шекспира», вспоминала: «Это было лучшее из всего, что я могла себе представить».
Бытует мнение, что она никогда не получала плохих отзывов от театральной прессы, но это не так. Лондонские критики, которые всегда отличались надменностью, не сразу полюбили оригинальную актрису с хриплым, как при сильной простуде, голосом. В середине 1960-х в ответ на разгромные отзывы касаемо ее игры Денч установила перед своим домом табличку: «Джуди Денч не больна. Она просто так разговаривает».
Самобытная актриса умела удивлять не только прессу, но и коллег по цеху. В театральных, а позже и киношных кругах Денч прославилась необычным подходом к работе. Она никогда заранее не изучала характеры героинь, а полностью полагалась на друзей и коллег, которые помогали ей принять решение — быть или не быть той или иной роли. На репетиции частенько приходила, не дочитав пьесу: «Не чтение подталкивает меня к какому-то опасному краю. Внутри меня просто есть что-то, что нуждается в этом». Она прослыла «главной шекспировской актрисой» конца XX века и изначально не стремилась попасть в кино.
Среди ее феноменальных выступлений на сцене чаще всего упоминаются роли египетской царицы Клеопатры и Леди Макбет. «Однажды мне сказали, что у меня нет лица, чтобы быть киноактрисой. Но для меня это не звучало ужасно, потому что я хотела быть только в театре. Шекспир был моей страстью, а все остальное не имело значения», — признавалась Денч. Тем не менее, обет «не сниматься в кино» она нарушила.
Джуди Денч в роли Титании в пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь». Королевский шекспировский театр, Стратфорд-на-Эйвоне, Уорикшир, 17 апреля 1962 года
Пройдя через ряд проходных перформансов в британских телефильмах, в 1964 году она впервые появилась на большом экране. В криминальной драме «Третий секрет» Денч исполнила небольшую роль скромной помощницы владельца престижной галереи. Игра в следующем фильме принесла ей признание со стороны британских киноакадемиков. В драме «Утром вчетвером» (1965), исследующей кризис двух браков, Денч убедительно воплотила молодую жену, заточенную дома наедине с плачущим младенцем, у которого режутся зубы. За образ разочарованной женщины она получила кинопремию BAFTA как самый перспективный новичок.
Она ярко солировала на ролях второго плана, которые в сочетании с успешной театральной карьерой сделали ее большой звездой в родной Англии. Но завоевать любовь американской аудитории было гораздо сложнее. Хотя нестандартные актерские данные в конце концов привели Денч в Штаты, широкое признание за пределами Великобритании она получила только в 60 лет.
Майкл Уильямс и Джуди Денч, 27 января 1977 года
В шпионском боевике «Золотой глаз» (1995) она воплотила начальницу Джеймса Бонда, жесткую и требующую уважения «М». Эту роль ей настоятельно рекомендовал ее покойный муж Майкл, который заявил: «Ты должна это сделать, потому что я хочу жить с женщиной Бонда!» Леди-босс во главе МИ-6 стала коронным амплуа актрисы. Денч сыграла героиню в восьми фильмах бондианы, а одно интервью давала в своем кабинете на фоне портрета в образе «М» во всю стену.
Помимо мужа, ключевую роль в международном становлении Денч сыграл Харви Вайнштейн. По словам актрисы, «именно благодаря ему у нее есть карьера в кино». Продюсер был давним поклонником Денч и настоял, чтобы костюмную мелодраму «Ее величество миссис Браун» (1997), изначально созданную для телевидения, выпустили в прокат (фильм заработал $13 млн).
Джуди Денч 17 ноября 1967 года
Роль неожиданно уязвимой королевы Виктории принесла Денч «Золотой глобус» и номинацию на «Оскар». Актриса вновь воплотила королеву Великобритании в байопике «Виктория и Абдул» (2017). Она привнесла в траурный образ женщины-монарха фирменную ироничность, ведь в жизни Денч — неутомимая хохотушка: «Я просто верю, что Виктория обладала более выраженным чувством юмора, чем ей приписывают, особенно в заключительной главе ее жизни с этим замечательным молодым человеком [Абдулом], которому она могла рассказывать анекдоты. Это передает ее великий дух и что-то, что у нас не ассоциируется с торжественным взглядом на [королеву]».
Когда в 2017 году Денч узнала, что Вайнштейн годами совершал сексуализированное насилие над актрисами и сотрудницами Miramax и The Weinstein Company, она поддержала пострадавших женщин. «Хотя нет сомнений в том, что Харви Вайнштейн помогал и поддерживал мою кинокарьеру на протяжении последних 20 лет, я совершенно не знала об этих преступлениях, которые, конечно, ужасны, и я выражаю сочувствие тем, кто пострадал, и всецело поддерживаю тех, кто высказался», — сказала она в 2017 году.
Джуди Денч и Харви Вайнштейн на специальном показе фильма «Миссис Хендерсон представляет» от The Weinstein Company. Нью-Йорк, 28 ноября 2005 года
Она тяжело переживала разоблачение Вайнштейна, который был ее другом и проводником в Голливуде. Еще до выдвинутых против продюсера обвинений в изнасилованиях Денч шутила, что у нее «вытатуировано его имя». Она даже попросила визажистку написать «Харви» у себя на теле и за обедом в Four Seasons продемонстрировала фейковую наколку продюсеру. Денч не могла поверить, что человек, которому она настолько доверяла, оказался чудовищем, но в итоге смирилась с ужасной действительностью.
Недавно актриса повторно выразила сочувствие Вайнштейну: «Я увидела запись с Харви на костылях и подумала: «Ну, что ж […] Я знала Харви, и хорошо его знала, и работала с ним, и у меня не было подобного опыта — к счастью для меня. Полагаю, он свое отсидел. Для меня прощение — это личное», — заявила Денч в интервью Radio Times.
Вайнштейн спродюсировал шесть из семи фильмов, за которые актриса получила номинации на «Оскар». Голливуд оценил ее талант. Елизавету I во «Влюбленном Шекспире» (1998) она сыграла с абсолютно бесстрастным лицом, тем самым подчеркивая неоспоримую власть королевы-девственницы. «Восемь быстрых минут с плохими зубами», — говорила о своем триумфе Денч.
В фильме «Влюбленный Шекспир» (1998)
Большую часть кинокарьеры она балансировала между реальными личностями и аристократичными особами. В байопике «Айрис» (2001) разделила душевные терзания британской писательницы Айрис Мердок, в зрелом возрасте страдавшей болезнью Альцгеймера. В картине «Гордость и предубеждение» (2005) слилась воедино с высокомерной леди Кэтрин де Бёр. В трагикомедии «Миссис Хендерсон представляет» (2005) харизматично воплотила овдовевшую светскую львицу, которая купила лондонский театр незадолго до начала Второй мировой и представила женскую наготу в эстрадном свете. В триллере «Скандальный дневник» (2006) сыграла самую провокационную из своих героинь — манипулятивную школьную учительницу-социопатку, использующую секреты своей молодой коллеги против нее.
С Биллом Найи в фильме «Скандальный дневник» (2006)
В комедии «Отель «Мэриголд». Лучший из экзотических» (2011) карикатурно воплотила вдову-репатриантку в поисках душевного покоя. В «Убийстве в Восточном экспрессе» (2017) с достоинством сыграла изящную княгиню Драгомирову. Снимавшаяся с Денч Оливия Колман говорила о своей наставнице: «Она излучает тепло, доброту, непослушность. Она абсолютно инстинктивна». В драмеди «Филомена» (2013) актриса интуитивно передала боль матери, еще в юности разлученной с сыном, и получила очередную номинацию на «Оскар».
В фильме «Филомена» (2013)
Далеко не всеми ролями самокритичная Денч, которая описывает себя как «огромную консоль с сотнями кнопок, каждую из которых [режиссер] должен нажимать в нужное время», довольна. Она думала, что будет выглядеть «элегантно» в киноадаптации мюзикла «Кошки» (2019), но увидела себя «потрепанным жизнью, облезлым старым котом». «А этот плащ, который меня заставили носить! Как будто пять ******** лис болтаются у меня на спине», — жаловалась Денч.
Она стала реже сниматься, когда ее зрение начало ухудшаться из-за возрастной макулярной дегенерации. Ей стало тяжело заучивать реплики, пришлось завязать с вождением. По ее словам, это ужасно — из-за болезни быть зависимой от других людей. Ее дочь Финти Уильямс, напротив, считает, что это все вокруг зависимы от Джуди Денч: «Она очень заботится обо всех. Если людям больно, они всегда звонят ей. Но я думаю, что [проблемы со зрением] сильно ее угнетают. Было много вещей, которыми она могла заниматься раньше, но больше не может, например, рукоделие и написание писем от руки».
В фильме «007: Координаты «Скайфолл» (2012)
Впрочем, Денч все равно старается сохранять позитивный настрой. У нее есть татуировка на запястье с надписью «Carpe diem» — она сделала ее на 81-й день рождения. Она ежегодно отправляет 400 рождественских подарков. После завершения кинокарьеры Денч «приросла» к старому дому: «Я живу в деревне на границе Кента, Сассекса и Суррея. Моя дочь и внук бывают там довольно часто. В противном случае — я, собака, две кошки и очень живая золотая рыбка, которой я дважды делала искусственное дыхание. Теперь я зову ее Лазарь».
Обладательница громких титулов (кавалер ордена Британской Империи, дама-командор ордена Британской империи) и «Оскара» не любит обсуждать возраст: «Трудно, когда тебе за восемьдесят, потому что все говорят: «Бедная старуха, она предпочла бы сидеть в коробке». Зато охотно говорит о своем яблоневом саде: «У всех моих друзей, которых больше нет с нами, есть собственные деревья. Я сажаю их и устанавливаю маленькие таблички».
Накануне 91-го дня рождения Джуди Денч рассказала, что ее стало беспокоить ухудшение памяти, что ей сложнее обходиться в бытовых делах без посторонней помощи. Все эти удручающие новости актриса сообщает с присущим ей остроумием: «Я могу забыть, что собиралась сделать завтра, но разбудите меня — я прочитаю вам Шекспира».
Джуди Денч держит саженец дерева Сикамор-Гэп в саду Octavia Hill Garden на выставке цветов Королевского садоводческого общества в Челси. Лондон, 20 мая 2024 года
27 декабря на канале Channel 4 выйдет документальный фильм «Джуди Денч: Шекспир, моя семья и я», в котором, в частности, упомянуто, что прапрабабушка Денч в десятом колене была фрейлиной при дворе датского короля в замке Кронброг, который вдохновил драматурга на создание Эльсинора, где происходит действие «Гамлета». Центральной фигурой документалки станет ее прапрадед Андерс Билле, перебравшийся в Англию в составе королевской свиты в 1606 году, и вопрос: мог ли предок Денч лично познакомиться с Уильямом Шекспиром — ведь тот был вхож во двор Якова I...
Может, именно эта давняя генетическая память сыграла свою роль в пожизненном увлечении Денч пьесами английского драматурга и привела ее на мировую сцену — подальше от идеи оставаться за кадром.























