Как модная индустрия отказывалась от натурального меха. Ключевые события
. С сентября 2026 года запрет вступит в силу на Неделе моды в Нью-ЙоркеС сентября 2026 года натуральный мех запретят на Неделе моды в Нью-Йорке

Показ Miu Miu Миуччи Прады в рамках Парижской недели моды сезона осень/зима 2017–2018
С сентября 2026 года запрещено использование натурального меха на Неделе моды в Нью-Йорке, организатором и владельцем которой является Совет модельеров Америки (Council of Fashion Designers of America, CFDA), пишет New York Post. Исключение составит пушнина, добытая представителями коренных народов посредством традиционных способов охоты и в целях пропитания. Изменения вводятся с сентября, чтобы у дизайнеров было время скорректировать планы.
Споры об использовании меха длятся долго: активисты критиковали индустрию моды и обливали краской наряды, а еще устраивали пикеты под окнами домов сотрудников брендов. РБК Life вспомнил громкие события в связи с этим.
Краска на шубу
«На тебе — мертвое животное. Мех — это отвратительно», — кричали протестующие возле магазина Fred the Furrier в Нью-Йорке. Прогулка по одной из самых роскошных улиц города — Пятой авеню — для укутанных в меха модниц оказалась сопряжена с опасностью, писали в The Washington Post в 1989 году. Одна из собеседниц издания признавалась, что слышала рассказы о том, как женщин в шубах обливали краской.
В особенности ситуация обострялась по воскресеньям: в выходной день пикетов против использования натурального меха было больше. Активисты выстраивались возле роскошных бутиков на Манхэттене. Один из оптовиков на Седьмой авеню пожаловался изданию, что зоозащитники замазывали замки в его магазине специальным клеем, чтобы их нельзя было открыть.
Активист Стив Сигел называл людей, носящих мех, эгоистами, которые не задумываются, что ради одной шубы убили 50 норок. На его взгляд, создаваемые зоозащитниками трудности — вполне эгоистичная причина, чтобы снять мех, пусть и не ради спасения животных.
Телеведущий Боб Баркер на митинге в защиту прав животных на Пятой авеню (Манхэттен), 1988 год
Представитель Информационного совета по торговле мехом Том Райли называл зоозащитников меньшинством, которому нельзя позволять навязывать другим свое мнение и ограничивать свободу выбора. Кроме того, он утверждал, что подобное движение стало прибыльным бизнесом, а его последователей обманывают. По словам Райли, в 1988 году меховая промышленность зарегистрировала минимум 350 атак со стороны активистов, что в два раза больше, чем годом ранее.
Активисты утверждали, что им удалось повлиять на прибыль в индустрии. Так, розничные сети The Fur Vault, Antonovich и Evans Inc. сообщали об убытках за сезон 1987/88 года, а дизайнеры Билл Бласс и Каролина Эррера заявили о прекращении выпуска своих меховых линий. Спустя почти 40 лет споры об использовании натурального, а также искусственного меха не утихают.
«Мех умер»
«Теперь официально: мех умер. Ни один добропорядочный покупатель не станет носить его, ни один дизайнер не будет его использовать, ни один журнал мод не опубликует его фото, а теперь и на Неделе моды в Нью-Йорке его не продемонстрируют. Это победа тысяч животных и десятков тысяч сторонников PETA, выступавших за этот запрет, а следующим шагом Недели моды в Нью-Йорке должен стать запрет на использование любой кожи, так как ни одно животное не заслуживает того, чтобы его забивали дубинками, убивали посредством электрического тока и сдирали с его туши шкуру ради ремня, шляпы или сумки», — отреагировала на запрет меха в рамках Недели моды в Нью-Йорке директор PETA по связям со СМИ Мойра Колли.
Понятно, что в индустрии по производству меха решение встретили менее восторженно. Член исполнительного совета American Fur Council Ким Салво считает: «Когда компания, занимающаяся модой, отказывается от возможности продвигать всю моду, в особенности ту, где используются натуральные материалы, она больше не занимается модным бизнесом». По ее мнению, в «глобальном мире подделок и синтетики» быстрая мода все же должна отойти на второй план, а в фокус следует вернуть использование натуральных материалов, чем и занимается меховая мода.
На взгляд Салво, решение CFDA было принято под давлением зоозащитников, которые нарушают способность компаний вести бизнес, используя угрозы и притеснения в виде протестов и других тактик.
Впрочем, Неделя моды в Нью-Йорке — не первое подобное событие в индустрии, где отказались от меха. Ранее мех оказался под запретом на неделях моды Лондона, Копенгагена, Берлина, Стокгольма, Амстердама, Хельсинки и Мельбурна.
Добровольный отказ Chanel
В 2018 году Chanel сообщила о решении отказаться от натурального меха и кожи экзотических животных (крокодила, ската, змеи, ящерицы). В компании уточнили, что стало трудно найти натуральную кожу, которая бы отвечала стандартам этики и качества. Тогда же модельер Chanel Карл Лагерфельд (умер в 2019 году) утверждал, что уже и не помнит, когда бренд использовал в своих коллекциях натуральных мех. В отношении кожи экзотических животных, по его словам, были проблемы с поставками. И это «не было бизнесом Chanel», дополнял легендарный кутюрье.
«Мы пошли на такой шаг, потому что это витает в воздухе, а не потому, что нас вынудили. Это свободный выбор», — добавил Лагерфельд.
С конца 2010-х годов постепенно мех из своих коллекций исключают Coach, Michael Kors, Prada Group и Armani Group. В Ralph Lauren запретили использование меха в 2006 году, а Calvin Klein отказался от меха еще в 1994 году.
Атаки на сотрудников Marc Jacobs
В 2024 году дизайнер Марк Джейкобс обвинил в травле организацию Coalition to Abolish the Fur Trade и публично отказался от использования меха в коллекциях своего бренда Marc Jacobs. При этом модельер напомнил, что бренд не использует натуральный мех с 2018 года. Заявление прозвучало после серии атак на сотрудников бренда. Джейкобс подчеркнул, что не одобряет действия Coalition to Abolish the Fur Trade, но сделает все, чтобы защитить жизнь и благополучие коллег.
Причиной нападок послужил совместный показ Marc Jacobs и Fendi в 2022 году, где были представлены шляпы из лисьего меха. Джейкобс назвал их модными, в Coalition to Abolish the Fur Trade считают его одной из значимых фигур в индустрии и были возмущены подобным решением. Ситуацию не сгладило и то, что аксессуар не поступил в массовые продажи и был сделан из переработанного меха.
Fendi осень/зима 1997
Акции против Marc Jacobs начались в 2023 году. Сперва это были протесты возле магазинов и офисов бренда, но желаемой реакции такие действия не принесли — Джейкобс только раскритиковал одного из протестующих. С февраля 2024 года активисты начали собираться возле домов сотрудников бренда, их целями стали как минимум 18 человек. Пресс-секретарь компании утверждал, что протестующие преследовали его на улице, а возле дома, где располагалась его квартира, мелом было написано «убийца».
Действия активистов затронули не только сотрудников бренда, но и их соседей, среди которых писательница Лора Нилсон. По ее словам, в День поминовения (день памяти в США, посвященный погибшим военнослужащим) ей пришлось помогать стирать бутафорскую кровь, которой был забрызган фасад дома, и следы мела на асфальте. Нилсон утверждала, что активисты пытались проникнуть в квартиры, заглядывали в окна. Их поведение она сравнивала с «зомби-апокалипсисом». При этом сотрудников бренда, против которых была направлена акция, дома не оказалось, но действия зоозащитников побеспокоили пожилую женщину и нескольких питомцев.
Gucci: мех — это несовременно
В 2017 году Gucci объявил о планах отказаться с 2018 года от меха в своих коллекциях и назвал мех «несовременным». При этом в GQ заметили, что еще в 2015 году бренд выпустил мокасины с меховой подкладкой и на момент объявления об отказе от меха такая обувь все еще была представлена. За три месяца до запрета Gucci попал в заголовки модной прессы благодаря тому, что Конор Макгрегор предстал в белой норке бренда.
Gucci принадлежит компании Kering, которая также является владельцем брендов Balenciaga, Saint Laurent и McQueen. Групповой запрет на использование меха Kering ввела с 2021 года.
Отказ от меха в глянцевых изданиях
Протестная кампания Coalition to Abolish the Fur Trade
В октябре 2025 года стало известно о том, что издательский дом Conde Nast отказывается от использования меха в редакционных и рекламных материалах, исключение составят традиции коренных народов и побочные продукты. Запрет распространяется в том числе и на журналы Vogue, GQ и Vanity Fair. На этот шаг издательский дом пошел спустя месяцы агрессивной кампании, проводившейся Coalition to Abolish the Fur Trade. Активисты утверждали, что провели порядка 100 акций против руководства компании и ее деловых партнеров. Протесты также проводились возле домов — его участники через рупор озвучивали детали торговли мехом и показывали соответствующий графический контент.
Первым крупным изданием, отказавшимся от использования меха в редакторских и рекламных материалах, стал Elle. Принадлежащий французской медиагруппе Lagardere журнал принял аналогичное решение еще в 2021 году. Руководство заявило, что присутствие натурального меха на страницах журнала и на его диджитал-платформах больше не соответствует ценностям самого издания и его читателей. «Мех стал старомодным», — говорила в 2021 году международный директор Elle Валерия Ллопиз и напоминала, что многие бренды уже от него отказались. Кроме того, она добавила, что у поколения Z есть большие ожидания в отношении экологичности и этичности.
Решение Elle вызвало критику со стороны французской федерации меховой промышленности. Там сочли, что на подобные шаги потребители и дизайнеры идут под давлением радикальных движений.
Отказ от нового меха на уровне штата
От меха отказываются не только на уровне брендов и недель моды. В 2023 году в Калифорнии вступил в силу закон, согласно которому в штате запретили продажу изделий из нового меха.
Волны меховой моды
В феврале 2025 года статью о дестигматизации меха представили в The New York Times, а в мае 2025 года колонки опубликовали, например, The Guardian и The Slate. При этом ситуация вырисовывается довольно сложная: разговор идет не только о проблематичности натурального меха, но и о том, что искусственный мех уже не может однозначно претендовать на моральное превосходство. Кроме того, в тренд пробивается винтажный мех, а вместе с ним ставятся очередные этические вопросы.
Как пояснила Элли Вайолте Бремли из The Guardian, пока натуральный мех был под запретом, искусственные шубы представляли в качестве его этичной альтернативы. Но теперь покупатели стали достаточно образованны и понимают, что искусственный мех в большинстве случаев создается из пластика. По мнению Бремли, шубы (правда, пока только винтажные) спаслись от стигматизации и приобрели моральное преимущество.
О моде на винтаж и винтажные меха, которые могут быть даже семейной реликвией и передаваться по наследству, пишут и в The New York Times. При этом в издании указывают, что и такой мех устраивает не всех. Красивая винтажная шуба способна сподвигнуть кого-то купить новое изделие из меха, считает Пи Джей Смит из Общества защиты животных Соединенных Штатов.
В The Slate заметили, что в мире моды искусственные и винтажные меха утратили социальную значимость, потому что натуральный мех перестал быть столь желанным. При этом автор статьи Кристина Каутеруччи обратила внимание на то, что мех все же стал одним из основных трендов в коллекциях модного сезона осень-зима 2025 года и продемонстрировал стремление к роскоши. Однако почти все изделия были выполнены все-таки из искусственного меха, за исключением коллекции Fendi: компания была основана как магазин кожи и меха еще столетие назад и остается одним из немногих люксовых брендов, которые до сих пор предлагают натуральные меховые изделия.
Мех в The Slate оценивают как отказ от этических рассмотрений. После пандемии во все более авторитарном мире у людей якобы просто нет настроения задумываться о том, а не поддерживают ли они жестокое обращение с животными. Покупатели пытаются получить удовлетворение от демонстративного потребления.
Каутеруччи также заметила, что в модной индустрии под исключение попадает овчина, которая считается побочным продуктом при производстве мяса. По ее словам, некоторые современные изделия из овчины похожи на норку — например, она упоминает пальто из овечьей шерсти от Miu Miu.
Кроме того, все три издания связали интерес к меху с эстетикой «жена мафиози» (была в топе в 2024-м). Бремли также считает, что на популяризацию меха играет и эстетика Boom-Boom (громкой роскоши). Не исключает журналистка и того, что всегда оставались люди, которым просто нравилось носить меха, несмотря на жестокость по отношению к животным.
Рынки искусственного и натурального меха
В WWD отметили, что на фоне отказа брендов и крупных ретейлеров от натурального меха растет бизнес по производству одежды из искусственного меха. По данным Market.us, в 2023 году мировой рынок синтетического меха составил $371,3 млн, к 2033 году он может добраться и до $863 млн.
При этом в течение нескольких лет наблюдается сокращение мировой меховой промышленности, добавили в The New York Times. По данным Fur Free Alliance, за последние десять лет мировое производство меха уменьшилось на 85%. В 2023 году в результате торговли мехом убили порядка 20 млн животных. Для сравнения: в 2014 году по той же причине погибли 140 млн животных. Звероводческих ферм в Европейском союзе тоже стало меньше: в 2023 году их было 1088, а в 2018-м — 4350.






























