Россияне рассказали, при каких условиях вернутся с удаленки в офисы

. И почему часть москвичей ни за что не откажется от дистанционного формата
Обновлено 27 ноября 2025, 14:11
Россияне рассказали, при каких условиях вернутся с удаленки в офисы
Фото: Roman Samborskyi / Shutterstock / FOTODOM

Свыше 30% жителей Москвы рассказали, что готовы вернуться с дистанционного формата работы на офисный при условии повышения заработной платы как минимум на 50%. Такие данные выявил опрос девелоперской компании Ortiga Development, которая специализируется на комплексном развитии проектов в сегменте жилой и коммерческой недвижимости в Москве и Ярославской области.

В опросе приняли участие более 4 тыс. жителей Москвы старше 18 лет с разным уровнем заработной платы. Так, порядка 50% получают зарплату размером до 100 тыс. руб. Еще 38% респондентов указали, что их доход составляет 200 тыс. руб. и выше, а 11% участников опроса зарабатывают 150 тыс. руб.

По словам Дениса Кувшинникова, директора департамента интерьеров архитектурного бюро ABD architects, пандемия коронавируса и переход на гибридный формат (сочетание удаленной работы и работы в офисе) оказали влияние на офисную политику компаний. Он отметил, что наблюдается заметный тренд на поэтапное возвращение сотрудников в офис с разной степенью жесткости требований ко времени их присутствия и рабочему графику. В частности, это происходит и в IT-компаниях.

Как показал опрос, 21% респондентов готовы к возвращению в офлайн, если руководство поднимет им зарплату на 15–20%. Около 14% опрошенных устроит повышение заработной платы на 5–10%. Но при этом 33% москвичей рассказали, что ни при каких условиях не готовы отказаться от удаленного формата работы.

Вера Щербакова, основательница сообщества директоров HR&Admin, считает, что пытаться полностью вернуть работников в офисы — утопия. По ее словам, не стоит ждать возвращения «старого формата» работы. «С момента пандемии мы пережили много трансформаций и перестроек бизнеса. Важно чувствовать сотрудников, понимать различия и потребности поколений», — сказала она.

Как отметил генеральный директор Ortiga Development Станислав Куликов, за последние несколько лет изменения в графике работы сотрудников настолько прочно закрепились в российских компаниях, что на рынке недвижимости начал развиваться новый формат — гибкие офисы.

«Это большие бизнес-площади, где компании могут выделить под себя определенное количество рабочих мест, а остальное пространство занимают общие зоны в виде кухонь, переговорных, мест для отдыха и проч. При этом в таких офисах не существует понятия закрепленного места — сотрудник сам решает, в какой зоне он сегодня будет работать и в принципе будет ли посещать офис в определенный день, — говорит Станислав Куликов. — Подобных пространств в столичном регионе пока мало — всего 2–3%, но со временем их объем может постепенно возрастать».

Щербакова отметила, что именно гибрид остается доминирующей моделью во всем мире. Возвращение в офисы возможно только фрагментарно и по определенным отраслям. В 2025 году основная часть компаний корректировала формат работы своих сотрудников в сторону гибрида.

Также опрос показал, что 37% москвичей готовы пойти на уменьшение зарплаты для перевода на удаленку. Однако большинство (63%) указало, что не готово к такому шагу.

Среди дополнительных факторов, которые могут мотивировать работника перейти в офис, 36% опрашиваемых назвали гибкий график работы. При этом для 27% жителей столицы стимулом к возвращению в офис могла бы послужить организация удобного рабочего пространства, а еще для 17% — расположение офиса в престижном бизнес-центре.

«Как показало наше исследование, для многих жителей Москвы, помимо уровня заработной платы, определяющим фактором при решении перейти на офлайн-формат является именно рабочее пространство, — говорит генеральный директор Ortiga Development Станислав Куликов. — И речь здесь идет не только о статусе, инфраструктурном наполнении и транспортной доступности бизнес-центра, но и дизайне и эргономике внутренних пространств».

Почему компании хотят вернуть работников в офисы

РБК Life спросил у экспертов, что думают об очном и дистанционном формате работодатели и сотрудники.

Вера Щербакова считает, что многие руководители выросли в среде, где эффективность ассоциируется с личным присутствием, а офис — с контролем и управлением процессами.

«Топ-менеджмент чаще всего работает из офиса. В России решения обычно принимаются людьми «на местах». Если топ-менеджеры в офисе, они ожидают увидеть там и сотрудников. Это культурная установка: «мы здесь работаем, и вы должны быть здесь с нами», — подчеркнула Щербакова.

Денис Кувшинников отметил, что однозначного ответа на вопрос об эффективности удаленной работы не существует. Опросы демонстрируют скептическое отношение руководства к продуктивности удаленных сотрудников, особенно на уровне мидл-менеджмента. По его мнению, эффективность зависит от специфики отделов и департаментов, личных качеств сотрудников и характера их задач. Некоторые команды сохраняют высокую результативность в гибридном или полностью дистанционном формате, а для других это категорически неприемлемо.

Его слова дополнила Луиза Улановская, основательница консалтингово-исследовательской лаборатории Lanska group. По ее мнению, очный формат работы дает два главных преимущества — видимость и вовлеченность. Она отмечает, что «неформальные коммуникации дают доступ к инсайдерской информации о новых проектах и вакансиях. А вот удаленка нивелирует конкурентные преимущества у активных и амбициозных сотрудников». Также Улановская заметила, что прошлогодние исследования выявили предпочтения в сторону гибридного формата работы у 70% зумеров (родившихся в период примерно с 1995 по 2010 год) и младших миллениалов (родившихся примерно с 1990 по 2000 год). Именно поэтому IT-гиганты для привлечения и удержания талантливых сотрудников создают игровые зоны, спортзалы, массажные кабинеты, капсулы для сна и прочие дополнительные опции для досуга сотрудников в свободное от работы время.

Как рассказал Денис Кувшинников, выходом из сложившейся ситуации становится workplace analysis — глубокая внутренняя аналитика, позволяющая компании понять собственные бизнес-процессы, цели и ожидания от нового офиса.

«Одна из самых частых формулировок, которую мы слышим от заказчиков в последнее время, — желание создать комфортный современный офис, в который люди будут хотеть вернуться и который будет отвечать их запросам. Иногда новый офис должен решать и утилитарные задачи по консолидации ресурсов компании и снижению арендных расходов или же стать инструментом для реализации новой стратегии, смены айдентики и привлечения молодых талантов», — заключил Кувшинников.

Какие еще есть различия между поколениями

Луиза Улановская отмечает: «Для начинающих специалистов работа в офисе предоставляет возможность учиться. Менторинг в офисе более эффективен, так как вопросы решаются быстрее при личном общении. Нетворкинг внутри компании дает молодым сотрудникам больше эмоций и погружения в корпоративную культуру».

Вера Щербакова добавила, что «зумеры охотнее откликаются на работу в гибридном формате. Для них важен work-life integration (взаимная интеграция работы и повседневной жизни): совмещать, а не разделять. Работать из кафе, путешествовать и развиваться в нескольких сферах — новая модель выживания в мире, где завтра может измениться все».

Луиза Улановская подчеркнула, что поколение зумеров, выросшее в эпоху соцсетей, парадоксально страдает от одиночества. С одной стороны, они остро нуждаются в дозированном уединении. А с другой — желательно, чтобы их работа была заметна снаружи. Дефицит живого общения создается потому, что онлайн не заменяет офлайн. Поверхностность виртуального общения усугубляет ощущение оторванности от реальной жизни. А офис стимулирует живой обмен не только информацией, но и эмоциями и энергией. Кроме того, удаленка требует жесткой дисциплины, а устанавливать четкие границы «работа/личная жизнь» при удаленке могут немногие.

Поэтому для зумеров важно находить баланс между онлайном и офлайном. Живое общение и взаимодействие в коллективе помогают преодолеть одиночество и оторванность от реальности.

По мнению Станислава Куликова, несмотря на разнополярные мнения по поводу формата работы, будь то гибрид или полноценный офлайн, девелопменту по-прежнему важно обеспечивать компании высококачественными офисными объектами и предлагать разнообразную нарезку площадей.

«Таким образом, бизнес, где по-прежнему придерживаются жесткой дисциплины и приветствуют только офлайн-режим работы, может выбирать для себя средние или крупные по площади пространства с опенспейсом, переговорными и другими функциональными пространствами. В то время как небольшие предприятия или те компании, где ежедневное присутствие сотрудников на рабочем месте не требуется, могут арендовать или приобретать офисы небольших метражей, — говорит Станислав Куликов. — Но так или иначе высокая транспортная доступность, наличие собственной инфраструктуры, эстетичный внешний облик и внутренний комфортный для работы дизайн интерьеров остаются по-прежнему одними из ключевых характеристик при выборе бизнес-центров».

Поделиться
Авторы
Теги