Балерина века. 100 лет назад родилась Майя Плисецкая
. Жизнь балерины — в кадрах100 лет назад родилась балерина Майя Плисецкая

Майя Плисецкая, 1972 год
В этом году исполняется 100 лет со дня рождения одной из величайших балерин XX века — Майи Плисецкой. Еще при жизни ее имя стало синонимом русского балета, а творческая судьба, которая была полна трудностей, триумфов и побед, — примером железной воли, стойкости и беззаветной преданности искусству.
Семья Майи Плисецкой
Майя Плисецкая родилась в семье дипломата Комиссариата иностранных дел и внешней торговли Михаила Плисецкого и актрисы немых фильмов Рахиль Мессерер. В 1937 году обоих родителей репрессировали — отца арестовали в ночь перед парадом 1 мая и вскоре расстреляли.
«Отец был уроженцем тихого яблоневого, пропыленного города Гомеля. Плисецкие берут истоки из тех щемящих душу негромкой красотой краев белорусских криниц. Родился он в самом начале века — в 1901 году. А в восемнадцатом, семнадцатилетним подростком, «записался в коммунисты», вступил в партию. Как и все донкихоты той лихой годины, он исступленно верил в книжную затею — осчастливить все человечество, сделать его бессребреным и дружелюбным. В затею, абсурдность которой разумеет сегодня каждый юнец».
Так балерина писала о своем отце в автобиографии «Я, Майя Плисецкая».
Мать, Рахиль Мессерер, отказавшись признать супруга шпионом и изменником родины, была сослана в Казахстан.
«Когда в тридцать восьмом году ее арестовали и требовали подписать, что муж шпион, изменник, диверсант, преступник, участник заговора против Сталина и прочее, и прочее, — она наотрез отказалась. Случай по тем временам героический. Ей дали восемь лет тюрьмы», — вспоминала балерина.
Начало карьеры Майи Плисецкой
Сцена из балета Фарида Яруллина «Шурале». В роли девушки-птицы Сююмбике — заслуженная артистка Майя Плисецкая, 1955 год
Родным дядей Плисецкой был артист балета, балетмейстер, народный артист СССР Асаф Мессерер, братьями — балетмейстеры Александр и Азарий Плисецкие, кузеном — театральный художник Борис Мессерер. В пять лет саму Плисецкую впервые привели в театр. Увиденное на сцене произвело на девочку неизгладимое впечатление.
«Первый визит в театр я нанесла в пятилетнем возрасте. Пьеса называлась «Любовью не шутят». Автора я не помню, да и не требуйте этого от маленькой девочки. Театр был драматический, музыки не было. Танца не было. Но я ушла, пораженная в самое сердце. Долго потом снилась мне стройная красивая женщина в длинном черном, облегающем ее платье. Она стояла на рампе в луче света, за ней ширма, и слушала разговор, который не должна была слушать. Добрую неделю я была в ажиотаже, шумела, изображала всех действующих лиц. В первую очередь — женщину в черном платье. К концу недели терпению семьи пришел конец. Папа, не выдержав, шлепнул меня по попе. Я обиделась.
Следующим утром, за завтраком, я насупленно молчала. Отец затревожился. «Майечка, ты сердишься? Прости меня, я пошутил. Я тебя люблю». «Любовью не шутят», — в позе «черной женщины» театрально ответила я».
Из воспоминаний Майи Плисецкой
Незадолго до трагедии в семье, в 1934 году, родители отдали ее в Московское хореографическое училище (ныне — Московская государственная академия хореографии). Будущую артистку определили в класс солистки Большого театра Евгении Долинской. Та ставила танцевальные миниатюры, в которых участвовала Плисецкая. Спустя время наставницей начинающей балерины уже была бывшая солистка Мариинского театра Елизавета Гердт.
Майя Плисецкая, 1950 год
После начала Великой Отечественной войны Плисецких эвакуировали в Свердловск (ныне — Екатеринбург), а коллектив Большого театра и преподавателей хореографического училища — в другие города. Вопреки предостережениям в 1942-м Майя Плисецкая возвращается в Москву, а уже в 1943-м, в разгар войны, выходит на сцену Большого театра. Сначала она была артисткой кордебалета, но вскоре получила роль в балете «Шопениана», которая принесла молодой балерине успех.
«За две репетиции с лета выучила прыжковую мазурку в «Шопениане» и станцевала ее с громовым успехом. Прыжком меня природа не обделила, и я перелетала сцену за три жете. Так поставлено у Фокина, и это делают все балерины. Но я намеренно старалась в пике каждого прыжка на мгновение задержаться в воздухе, что вызывало у аудитории энтузиазм. Каждый прыжок сопровождался крещендо аплодисментов. Я и сама не предполагала, что этот маленький трюк придется так по душе зрительному залу. Успех был взаправду большой. На следующие «Шопенианы» кое-кто из балетоманов уже шел «на Плисецкую».
Из воспоминаний Майи Плисецкой
В 1945 году она исполнила партию феи в «Золушке» Сергея Прокофьева, затем главную роль в балете «Раймонда» Александра Глазунова. В 1947 году впервые исполнила партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере» Петра Чайковского, именно в ее исполнении она продолжает оставаться эталонной.
Плисецкая исполняла партии Заремы в «Бахчисарайском фонтане» Бориса Асафьева (1948), Царь-девицы в «Коньке-горбунке» Цезаря Пуни (1949), Хозяйки Медной горы в «Сказе о каменном цветке» (1954) и Джульетты в «Ромео и Джульетте» Сергея Прокофьева (1961), Авроры в «Спящей красавице» Петра Чайковского (1963) и многие другие.
Майя Плисецкая — прима-балерина Большого театра
Родион Щедрин и Майя Плисецкая, 2008 год
Она стала легендой, еще не достигнув 30 лет. В 1960 году Майя Плисецкая стала примой балета Большого театра и оставалась ею три десятилетия. Ее уникальный стиль, невероятная гибкость, острые и выразительные движения перевернули представление о возможностях классического танца. В 1967 году специально для Плисецкой был поставлен балет «Кармен-сюита» — на музыку Жоржа Бизе в оркестровке ее супруга Родиона Щедрина.
Плисецкая также выступала в качестве балетмейстера. Она участвовала в постановках в Большом театре балетов «Анна Каренина» (1972) (совместно с Натальей Рыженко и Виктором Смирновым-Головановым), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1985).
«Никогда не рвалась я в хореографы. Не жгла меня эта страсть муками. По всей натуре своей я более исполнительница. Хотя фантазий, идей всегда было в избытке. Мои малые хореографические пробы являлись на свет силою обстоятельств», — признавалась Плисецкая.
В 1983 году Плисецкая стала художественным руководителем балета Римской оперы. В римском Оперном театре в Термах Каракаллы она поставила балет «Раймонда».
С 1988 по 1990 год балерина возглавляла труппу испанского Teatro Lirico Nacional de la Zarzuela в Мадриде. Плисецкая поставила балет «Тщетная предосторожность» Петера Гертеля, а также ввела в репертуар «Кармен-сюиту».
В 1990 году Майя Плисецкая выступила с последним спектаклем «Дама с собачкой» в Большом. Она покинула театр из-за разногласий с художественным руководителем Юрием Григоровичем.
Странствия по миру Майи Плисецкой
В последующие десятилетия Майя Плисецкая выступала с концертными программами и вела мастер-классы по всему миру, побывав в Аргентине, США, Японии, Польше, Франции. В 1995 году балерину избрали почетным президентом труппы «Имперский русский балет». В день своего 70-летия она вышла на сцену в специально написанном для нее мини-спектакле «Аве Майя» Мориса Бежара.
«Когда в молодости я перетанцевала все балеты в Большом, мы даже мечтать об этом не смели. Но позже, когда я стала ездить, мне были очень интересны новые веяния. Например, Форсайт — я бы с удовольствием его станцевала. У Бежара я танцевала, у Ролана Пети. Вот интересно: я абсолютно признаю Баланчина. Но лично не хотела бы у него танцевать. Это не мое, у него слишком абстрактный танец. А люди любят, чтобы было что. Когда я танцевала «Умирающего лебедя» в Индии, никто не спрашивал, про что этот танец — все понимали. А когда танцевала па-де-де из «Дон Кихота», спрашивали. А я и сама не знаю, про что это. Про тридцать два фуэте. Это техника, а люди любят понимать, сопереживать. Знаете, можно на сцене делать много технически замечательных, совершенных трюков, а зритель пришел домой, поужинал — и забыл. А если он помнит, значит, ты его задел», — говорила Плисецкая.
Определиться с одним местом, который Плисецкая могла бы назвать своим домом, было не так просто. Постоянные гастроли, переезды... И все же три города легендарная балерина для себя выделяла.
«Может, в самолете? Мы столько ездим... Мюнхен чудный город. Но мы там из-за профессиональных музыкальных дел Щедрина. В первую очередь это его издатели. В Мюнхене мы снимаем квартиру, кроме того, пора признаться, никуда не денешься — там отличные врачи.
А Литва — это родина моей матери: она родилась в Вильнюсе. Мы живем там в своем доме уже двадцать второй год. И любим эту чудную страну, любим ее людей. И, по-моему, они отвечают нам взаимностью.
Ну а Москва...Что тут говорить. Мой Большой театр. Мои верные друзья, лучшие в мире ценители балета — московская публика. Да что говорить, Москва у меня всегда в самом сердце».
Личная жизнь Майи Плисецкой: союз двух гениев
Родион Щедрин и Майя Плисецкая, 1980 год
Первый супругом балерины стал народный артист СССР солист балета Марис Лиепа (1936–1989), они развелись через несколько месяцев после свадьбы.
С 1958 года Плисецкая была замужем за композитором Родионом Щедриным. Это был союз, который стал личным, а также творческим партнерством. Щедрин создавал для нее музыку, а Плисецкая вдохновляла его на новые формы. Их совместные проекты — от «Анны Карениной» до «Дамы с собачкой» — вошли в золотой фонд балетного театра.
Вместе они прожили 57 лет. Плисецкая умерла в 2015 году, Щедрина не стало в 2025-м. Детей у пары не было.
«Быть вечно с моей женой», — ответил в 2012 году Щедрин на вопрос телеведущего Владимира Познера о том, какие у него есть три желания.
Рекорды Майи Плисецкой, оставшиеся в истории
Владимир Путин поздравляет Майю Плисецкую с 75-летием и вручает ей орден «За заслуги перед Отечеством« II степени, 2000 год
Майя Плисецкая установила рекорды, которые сложно побить. Она танцевала на сцене до 65 лет, что является беспрецедентным случаем. Одна из главных партий Плисецкой в классическом репертуаре — Одетта-Одиллия — была исполнена ею более 800 раз.
Плисецкая — лауреат Ленинской премии (1964), полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (I степень — 2005; II степень — 2000; III степень — 1995; IV степень — 2010), награждена орденами Ленина (1967, 1976, 1985), Трудового Красного Знамени (1981), Почетного легиона (Франция; 1986, 2012), Изабеллы Католической (Испания; 1991), «За заслуги перед Литвой» (2003), Восходящего солнца (Япония; 2011).

































