Балерина века. 100 лет назад родилась Майя Плисецкая

. Жизнь балерины — в кадрах

100 лет назад родилась балерина Майя Плисецкая

Обновлено 19 ноября 2025, 22:17
Майя Плисецкая, 1972 год
Фото: Александр Макаров / РИА Новости

Майя Плисецкая, 1972 год

В этом году исполняется 100 лет со дня рождения одной из величайших балерин XX века — Майи Плисецкой. Еще при жизни ее имя стало синонимом русского балета, а творческая судьба, которая была полна трудностей, триумфов и побед, — примером железной воли, стойкости и беззаветной преданности искусству.

Семья Майи Плисецкой

Майя Плисецкая родилась в семье дипломата Комиссариата иностранных дел и внешней торговли Михаила Плисецкого и актрисы немых фильмов Рахиль Мессерер. В 1937 году обоих родителей репрессировали — отца арестовали в ночь перед парадом 1 мая и вскоре расстреляли.

«Отец был уроженцем тихого яблоневого, пропыленного города Гомеля. Плисецкие берут истоки из тех щемящих душу негромкой красотой краев белорусских криниц. Родился он в самом начале века — в 1901 году. А в восемнадцатом, семнадцатилетним подростком, «записался в коммунисты», вступил в партию. Как и все донкихоты той лихой годины, он исступленно верил в книжную затею — осчастливить все человечество, сделать его бессребреным и дружелюбным. В затею, абсурдность которой разумеет сегодня каждый юнец».

Так балерина писала о своем отце в автобиографии «Я, Майя Плисецкая».

Мать, Рахиль Мессерер, отказавшись признать супруга шпионом и изменником родины, была сослана в Казахстан.

«Когда в тридцать восьмом году ее арестовали и требовали подписать, что муж шпион, изменник, диверсант, преступник, участник заговора против Сталина и прочее, и прочее, — она наотрез отказалась. Случай по тем временам героический. Ей дали восемь лет тюрьмы», — вспоминала балерина.

Начало карьеры Майи Плисецкой

Родным дядей Плисецкой был артист балета, балетмейстер, народный артист СССР Асаф Мессерер, братьями — балетмейстеры Александр и Азарий Плисецкие, кузеном — театральный художник Борис Мессерер. В пять лет саму Плисецкую впервые привели в театр. Увиденное на сцене произвело на девочку неизгладимое впечатление.

«Первый визит в театр я нанесла в пятилетнем возрасте. Пьеса называлась «Любовью не шутят». Автора я не помню, да и не требуйте этого от маленькой девочки. Театр был драматический, музыки не было. Танца не было. Но я ушла, пораженная в самое сердце. Долго потом снилась мне стройная красивая женщина в длинном черном, облегающем ее платье. Она стояла на рампе в луче света, за ней ширма, и слушала разговор, который не должна была слушать. Добрую неделю я была в ажиотаже, шумела, изображала всех действующих лиц. В первую очередь — женщину в черном платье. К концу недели терпению семьи пришел конец. Папа, не выдержав, шлепнул меня по попе. Я обиделась.

Следующим утром, за завтраком, я насупленно молчала. Отец затревожился. «Майечка, ты сердишься? Прости меня, я пошутил. Я тебя люблю». «Любовью не шутят», — в позе «черной женщины» театрально ответила я».

Из воспоминаний Майи Плисецкой

Незадолго до трагедии в семье, в 1934 году, родители отдали ее в Московское хореографическое училище (ныне — Московская государственная академия хореографии). Будущую артистку определили в класс солистки Большого театра Евгении Долинской. Та ставила танцевальные миниатюры, в которых участвовала Плисецкая. Спустя время наставницей начинающей балерины уже была бывшая солистка Мариинского театра Елизавета Гердт.

После начала Великой Отечественной войны Плисецких эвакуировали в Свердловск (ныне — Екатеринбург), а коллектив Большого театра и преподавателей хореографического училища — в другие города. Вопреки предостережениям в 1942-м Майя Плисецкая возвращается в Москву, а уже в 1943-м, в разгар войны, выходит на сцену Большого театра. Сначала она была артисткой кордебалета, но вскоре получила роль в балете «Шопениана», которая принесла молодой балерине успех.

«За две репетиции с лета выучила прыжковую мазурку в «Шопениане» и станцевала ее с громовым успехом. Прыжком меня природа не обделила, и я перелетала сцену за три жете. Так поставлено у Фокина, и это делают все балерины. Но я намеренно старалась в пике каждого прыжка на мгновение задержаться в воздухе, что вызывало у аудитории энтузиазм. Каждый прыжок сопровождался крещендо аплодисментов. Я и сама не предполагала, что этот маленький трюк придется так по душе зрительному залу. Успех был взаправду большой. На следующие «Шопенианы» кое-кто из балетоманов уже шел «на Плисецкую».

Из воспоминаний Майи Плисецкой

В 1945 году она исполнила партию феи в «Золушке» Сергея Прокофьева, затем главную роль в балете «Раймонда» Александра Глазунова. В 1947 году впервые исполнила партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере» Петра Чайковского, именно в ее исполнении она продолжает оставаться эталонной.

Обложка видео
Rutube

Плисецкая исполняла партии Заремы в «Бахчисарайском фонтане» Бориса Асафьева (1948), Царь-девицы в «Коньке-горбунке» Цезаря Пуни (1949), Хозяйки Медной горы в «Сказе о каменном цветке» (1954) и Джульетты в «Ромео и Джульетте» Сергея Прокофьева (1961), Авроры в «Спящей красавице» Петра Чайковского (1963) и многие другие.

Обложка видео
Rutube / [christmas]

Майя Плисецкая — прима-балерина Большого театра

Она стала легендой, еще не достигнув 30 лет. В 1960 году Майя Плисецкая стала примой балета Большого театра и оставалась ею три десятилетия. Ее уникальный стиль, невероятная гибкость, острые и выразительные движения перевернули представление о возможностях классического танца. В 1967 году специально для Плисецкой был поставлен балет «Кармен-сюита» — на музыку Жоржа Бизе в оркестровке ее супруга Родиона Щедрина.

Плисецкая также выступала в качестве балетмейстера. Она участвовала в постановках в Большом театре балетов «Анна Каренина» (1972) (совместно с Натальей Рыженко и Виктором Смирновым-Головановым), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1985).

«Никогда не рвалась я в хореографы. Не жгла меня эта страсть муками. По всей натуре своей я более исполнительница. Хотя фантазий, идей всегда было в избытке. Мои малые хореографические пробы являлись на свет силою обстоятельств», — признавалась Плисецкая.

В 1983 году Плисецкая стала художественным руководителем балета Римской оперы. В римском Оперном театре в Термах Каракаллы она поставила балет «Раймонда».

С 1988 по 1990 год балерина возглавляла труппу испанского Teatro Lirico Nacional de la Zarzuela в Мадриде. Плисецкая поставила балет «Тщетная предосторожность» Петера Гертеля, а также ввела в репертуар «Кармен-сюиту».

В 1990 году Майя Плисецкая выступила с последним спектаклем «Дама с собачкой» в Большом. Она покинула театр из-за разногласий с художественным руководителем Юрием Григоровичем.

Странствия по миру Майи Плисецкой

В последующие десятилетия Майя Плисецкая выступала с концертными программами и вела мастер-классы по всему миру, побывав в Аргентине, США, Японии, Польше, Франции. В 1995 году балерину избрали почетным президентом труппы «Имперский русский балет». В день своего 70-летия она вышла на сцену в специально написанном для нее мини-спектакле «Аве Майя» Мориса Бежара.

«Когда в молодости я перетанцевала все балеты в Большом, мы даже мечтать об этом не смели. Но позже, когда я стала ездить, мне были очень интересны новые веяния. Например, Форсайт — я бы с удовольствием его станцевала. У Бежара я танцевала, у Ролана Пети. Вот интересно: я абсолютно признаю Баланчина. Но лично не хотела бы у него танцевать. Это не мое, у него слишком абстрактный танец. А люди любят, чтобы было что. Когда я танцевала «Умирающего лебедя» в Индии, никто не спрашивал, про что этот танец — все понимали. А когда танцевала па-де-де из «Дон Кихота», спрашивали. А я и сама не знаю, про что это. Про тридцать два фуэте. Это техника, а люди любят понимать, сопереживать. Знаете, можно на сцене делать много технически замечательных, совершенных трюков, а зритель пришел домой, поужинал — и забыл. А если он помнит, значит, ты его задел», — говорила Плисецкая.

Определиться с одним местом, который Плисецкая могла бы назвать своим домом, было не так просто. Постоянные гастроли, переезды... И все же три города легендарная балерина для себя выделяла.

«Может, в самолете? Мы столько ездим... Мюнхен чудный город. Но мы там из-за профессиональных музыкальных дел Щедрина. В первую очередь это его издатели. В Мюнхене мы снимаем квартиру, кроме того, пора признаться, никуда не денешься — там отличные врачи.

А Литва — это родина моей матери: она родилась в Вильнюсе. Мы живем там в своем доме уже двадцать второй год. И любим эту чудную страну, любим ее людей. И, по-моему, они отвечают нам взаимностью.

Ну а Москва...Что тут говорить. Мой Большой театр. Мои верные друзья, лучшие в мире ценители балета — московская публика. Да что говорить, Москва у меня всегда в самом сердце».

Личная жизнь Майи Плисецкой: союз двух гениев

Первый супругом балерины стал народный артист СССР солист балета Марис Лиепа (1936–1989), они развелись через несколько месяцев после свадьбы.

С 1958 года Плисецкая была замужем за композитором Родионом Щедриным. Это был союз, который стал личным, а также творческим партнерством. Щедрин создавал для нее музыку, а Плисецкая вдохновляла его на новые формы. Их совместные проекты — от «Анны Карениной» до «Дамы с собачкой» — вошли в золотой фонд балетного театра.

Вместе они прожили 57 лет. Плисецкая умерла в 2015 году, Щедрина не стало в 2025-м. Детей у пары не было.

«Быть вечно с моей женой», — ответил в 2012 году Щедрин на вопрос телеведущего Владимира Познера о том, какие у него есть три желания.

Рекорды Майи Плисецкой, оставшиеся в истории

Майя Плисецкая установила рекорды, которые сложно побить. Она танцевала на сцене до 65 лет, что является беспрецедентным случаем. Одна из главных партий Плисецкой в классическом репертуаре — Одетта-Одиллия — была исполнена ею более 800 раз.

Плисецкая — лауреат Ленинской премии (1964), полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (I степень — 2005; II степень — 2000; III степень — 1995; IV степень — 2010), награждена орденами Ленина (1967, 1976, 1985), Трудового Красного Знамени (1981), Почетного легиона (Франция; 1986, 2012), Изабеллы Католической (Испания; 1991), «За заслуги перед Литвой» (2003), Восходящего солнца (Япония; 2011).

Поделиться