Россияне назвали главного персонажа-«редфлага» среди героев классики

. Исследование выявило самые популярные для отношений архетипы

Россияне назвали героев классики, привлекательных как архетип в отношениях

Обновлено 13 ноября 2025, 06:39
Россияне назвали главного персонажа-«редфлага» среди героев классики
Фото: photogl / Shutterstock / FOTODOM

Книжный сервис «Строки» и дейтинг-сервис Twinby совместно с аналитиками холдинга «МТС Медиа» провели исследование и выяснили, какие литературные герои являются для россиян главными «редфлагами» и «гринфлагами» в отношениях. Выяснилось, что классика по-прежнему формирует ожидания от любви, но чаще через антипримеры. С результатами исследования ознакомились в РБК Life.

В опросе приняли участие 1200 респондентов в возрасте от 18 до 55 лет, в городах от 100 тыс. человек. Опрос проводился в конце октября. Пользователям предлагались как готовые варианты ответов, так и открытые.

Самыми настораживающими персонажами среди опрошенных женщин стали Родион Раскольников (22%), Евгений Онегин (19%) и Илья Обломов (19%), мужская половина опрошенных назвала Анну Каренину (18%), Маргариту (11%) и Соню Мармеладову (11%).

У молодых россиян 18–24 лет лидируют в категории настораживающих Обломов и Онегин (по 25%), а также Тихон Кабанов (22%) и Печорин (21%). Поколение Z чаще всего считывает в них инфантильность, пассивность и эмоциональную закрытость.

В качестве положительного примера мужского архетипа наиболее часто женщины называли Пьера Безухова (22%), Петра Гринева (16%) и Андрея Болконского (14%). Мужчины, в свою очередь, выделили Маргариту (17%), Наташу Ростову (16%) и Татьяну Ларину (14%).

По поводу Маргариты мнения мужчин разделились, она вышла в лидеры сразу в двух рейтингах. В исследовании этот феномен называют проявлением комплекса «Мадонны-блудницы»: мужчины восхищаются силой, свободой и чувственностью, но в то же время опасаются таковых.

Кого женщины и мужчины в отношениях боятся больше всего

Опрошенные мужчины и женщины сошлись в том, что важен не конкретный герой, а его тип поведения. Самыми неприятными типажами, по их мнению, стали манипуляторы и нарциссы-мужчины (проголосовали 38% женщин и 25% мужчин), манипулирующие и использующие выгоду женщины (28% женщин и 22% мужчин), опасные и деструктивные личности любого пола (26% и 20% соответственно).

Классические архетипы переосмысливаются людьми через современные понятия токсичности и эмоциональной зрелости — люди все чаще видят в них не образец для подражания, а пример того, чего стоит избегать.

Отмечается, что при этом 41% женщин и 37% мужчин не ассоциируют себя ни с одним персонажем классики. Среди тех, кто смог соотнести себя с определенным литературным героем, лидирует Маргарита (19%) и Татьяна Ларина (8%). Мужчины со своим «героем» определиться не смогли, оценки распределились равномерно.

Директор по развитию книжного сервиса «Строки» Татьяна Соловьева отмечает, что «благодаря внедрению в нашу жизнь популярной психологии мы иначе смотрим на классическую литературу». По ее словам, читатели все чаще замечают, что старые нормы в любви уже не вписываются в современные представления о здоровых отношениях. «Это делает классику еще интереснее, ведь через нее можно увидеть, как изменилось наше общество», — отмечает она.

Главный психолог сервиса Twinby Лариса Каравайцева также отметила, что молодые люди все чаще говорят о личных границах, для них романтика является осознанным выбором, а не страданием. По ее наблюдениям, люди в наше время ищут не «идеальную любовь», а честность и эмоциональную зрелость. А холодность, игры и эгоцентризм, те самые черты, которые раньше казались привлекательными, ныне вызывают отторжение. «Современная романтика начинается там, где заканчивается драма», — пояснила психолог.

Почему люди «теряют себя» в отношениях

Основная проблема в долгосрочных отношениях — потеря чувства собственной индивидуальности. Согласно исследованию, с этим сталкивались 85% опрошенных. Женщины часто говорят о стойком ощущении «растворения» в партнере, мужчины, напротив, с таким сталкиваются заметно реже. Наиболее остро этот кризис проявляется на втором-третьем году отношений.

Типичными проявлениями кризиса идентичности является стремление соответствовать ожиданиям партнера (63%), отказ от собственных интересов (57%), изоляция от друзей и социума (35%). Лишь 12% заявили, что никогда не сталкивались с такими проблемами.

Поделиться
Авторы
Теги