«Из многих»: почему нужно смотреть сериал от автора «Во все тяжкие»

. Научная фантастика с сатирой в сторону общественных настроений и ИИ

Почему нужно смотреть научно-фантастический сериал «Из многих»

Обновлено 11 ноября 2025, 11:31
«Из многих»: почему нужно смотреть сериал от автора «Во все тяжкие»
Фото: Apple TV+

На Apple TV+ стартовал новый проект Винса Гиллигана — человека, который придумал сильнейших телеперсонажей XXI века — Уолтера Уайта и Сола Гудмана, написал 29 эпизодов «Секретных материалов» и от души посмеялся над пафосным детективным жанром в сериале «Баттл Крик».

«Из многих» (Plur1bus) уже заполучил высокие рейтинги от зрителей и критиков, вокруг сериала, показавшего только два эпизода из десяти, воцарился ажиотаж, который включил зеленый свет второму сезону. Рассказываем, в чем же секрет успеха.

  • Осторожно! В тексте могут быть спойлеры.

Астрономы получают инопланетный сигнал, расшифровав который, создают странную РНК непонятного предназначения. По воле случая в правительственной лаборатории, где проводились эксперименты с РНК и крысами, происходит утечка «вируса», с невероятной скоростью распространяющегося во внешний мир. Кэрол Стурки (Рэй Сихорн из «Лучше звоните Солу») — писательница романтического фэнтези для домохозяек, ненавидящая свои романы, злоупотребляющая алкоголем и цинизмом, в одночасье лишается всего, едва завидев над головой необычные следы от самолетов. В следующую секунду ее подруга Хелен валится на землю в конвульсиях. Да и все вокруг тоже. Только с Кэрол все в порядке — до тех пор, пока она не понимает, что тряска стала причиной кардинальных перемен во всем мире.

Винс Гиллиган в интервью к выходу «Из многих» сообщил, что ненавидит все, что связано с ИИ. В титрах его нового проекта даже есть приписка: «Сериал полностью сделан людьми». «По мере развития этой технологии я просто не вижу, что она сделает мир лучше. Возможно, так и случится, потому что я ошибаюсь довольно часто. Но это зависит от того, для чего мы, черт возьми, создаем эту технологию. Сейчас становится ясно, что ИИ разрабатывается для того, чтобы отнять у людей работу и творчество», — сказал он. И добавил: «Творческая искра в людях — одно из самых ценных и замечательных качеств. Что может быть важнее творчества?»

Героиня Рэй Сихорн в сериале также пытается удержать при себе эту мысль, указывающую на фундаментальную важность индивидуальности в человеческом обществе. Почему она вообще задается этой философской концепцией? Потому что на ее глазах индивидуальность исчезла, когда инопланетный «вирус» выбрался наружу и проник в головы 7 млрд человек (примерно 1 млрд процесс «интеграции» не пережил). Он превратил человечество в единую нейросеть, в которой собраны все возможные сведения, накопленные за всю историю Homo Sapiens. Будь то маленький мальчик или глубокий старик, студентка колледжа или врач в приемном покое — все они теперь «мы». Ответят на любой вопрос, применят любые навыки, заговорят на любом языке, притворятся любым «персонажем»...

В образовавшейся диктатуре равенства, ненасилия и веганства только у Кэрол из Альбукерке нет покоя и ни малейшего желания присоединиться к большинству. К ее ужасу, «мы» намекают, что ведут исследование невосприимчивости Кэрол к вирусу и через несколько месяцев обязательно «исправят» ситуацию.

Помимо героини-мизантропки, во всем мире осталось еще 11 человек, которых не «заразило коллективным разумом», и в первых эпизодах показывают пятерых из них. Но их паттерны поведения не говорят о готовности бороться за индивидуальность, как Кэрол: четверо привязаны к своим родственникам из числа «сектантов», а пятый вкушает все их дары вроде единоличного доступа к президентскому авиаборту, деликатесам и женщинам. Такая компания никуда не годится для восстания, и Кэрол остается надеяться на других, еще незнакомых ей шесть человек (мы увидим их в продолжении сериала).

Но не только метафора, разоблачающая натиск ИИ, не только Ким из «Лучше звоните Солу» в главной роли, не только научно-фантастическая подоплека с сатирическим подтекстом подкупили зрителей во всем мире (рейтинг на Rotten Tomatoes 100% и оценка 8,9 на IMDb). Сериал уже наградили статусом «самого умного шоу на телевидении», да и Гиллиган — мастер конструировать интригу, расставляя пасхалки на каждом этапе истории.

Выражение E pluribus unum («Из многих единое») с 1782 до 1956 года считалось национальным девизом США (когда штатов стало гораздо больше, чем первоначальные 13, девиз поменяли на In God We Trust). В этой связи можно решить, что Гиллиган опять примешивает постмодерн: в контексте сюжета «Из многих» видится насмешкой над верой техноевангелистов в освобождающую миссию ИИ, которому принято приписывать утопические свойства. И одновременно предупреждением: проникновение ИИ в жизнь людей не несет однозначной пользы.

Другим название намекает на политическую обстановку, в которой свобода слова и мысли все чаще подвергается карательным мерам (кейс с рекламой American Eagle и актрисой Сидни Суини — самый актуальный пример). Непримиримость к чужой точке зрения становится самоцелью, дискуссия уничтожается в зародыше, превращаясь в постулирование и навешивание ярлыков. Такое положение дел характерно не только для той части суши, которая произвела сериал на свет.

С другой стороны, форма научно-фантастической сатиры, характерная для «Сумеречной зоны» и «Вторжения похитителей тел» (которыми Гиллиган вдохновлялся), не подразумевает избыточного сокрушательства и морализаторства: художник свысока оглядывает безумие мира и посмеивается в усы.

Из многих интерпретаций сложно выбрать, в какую единую сторону будет двигаться этот довольно причудливый сериал, который кое-где провисает в саспенсе и явно акцентируется на драматическом перформансе Сихорн, нацелившейся завоевать «Эмми». Это точно будет некоторая притча, комментарий Гиллигана на болезненную тему, действующий скорее как соль на рану, а не жгут, антибиотик и бинт.

Поделиться