Россияне сообщили о недоверии к «черной пятнице». Опрос
. Более половины опрошенных убеждены, что акции — это обман покупателейSuperJob: 67% россиян считают обманом акции в «черную пятницу»

Доверие россиян к сезонной ноябрьской распродаже в «черную пятницу» остается на низком уровне, однако оно немного превысило показатели 2024 года. В целом большинство россиян по-прежнему сомневаются в честности скидок, а средний бюджет на покупки в этом году упал на 11%, сообщает сервис SuperJob.
Опрос проводился с 23 по 27 октября среди 1,6 тыс. экономически активных россиян старше 18 лет из всех округов страны.
В 2025 году только 13% опрошенных заявили, что верят в реальное снижение цен во время распродажи. При этом 67% считают, что акции в «черную пятницу» — это способ обмана покупателей. Для сравнения: в 2024 году в честность скидок верили только 10% россиян. Тогда три четверти участников опроса признались, что не доверяют акциям ноябрьских распродаж и считают их обманом.
Несмотря на некоторый рост доверия, готовность россиян участвовать в распродаже в 2025 году снизилась. Только 6% сообщили, что планируют делать покупки, — в 2024 году таковых было 10%.
Средний бюджет покупок также уменьшился на 11% и составил 18,5 тыс. руб. (в прошлом году этот показатель составил более 20 тыс. руб.). На распродажах россияне собираются покупать одежду (20%), бытовую технику (18%) и обувь (12%).
По данным аналитиков, женщины проявляют больший интерес к распродажам, чем мужчины: 9 против 4%. Молодежь до 35 лет демонстрирует больше доверия к «черной пятнице» по сравнению с теми, кто старше. Россияне со средним профессиональным образованием чаще расположены верить в сезонные скидки, чем выпускники вузов.
Как россияне покупают на распродажах
По данным исследования соцсети «Одноклассники» и финтехкомпании «ЮMoney» с участием более 2 тыс. пользователей, четверть россиян совершают покупки спонтанно, треть следят за сезонными скидками, а почти половина верит в их реальность. Чаще всего в период распродажи совершают покупки на маркетплейсах (61% опрошенных). Торговые центры в период скидок посещают 23% респондентов, а 16% совершают покупки через социальные сети.
Что касается бюджета, 53% россиян готовы потратить на распродажах от 5 тыс. до 10 тыс. руб. Четверть опрошенных рассчитывают на сумму от 10 тыс. до 20 тыс., 10% готовы потратить от 30 тыс. до 50 тыс., и столько же — более 100 тыс. руб.
Популярные мошеннические схемы в период ноябрьских распродаж
Ранее пресс-служба Управления по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД России раскрыла самые популярные схемы мошенников в период «черной пятницы»: «Пока граждане и бизнес строят свои планы на ноябрьские распродажи, мошенники уже начали свою «работу». Они в совершенстве копируют все приемы легальных компаний: создают яркие сайты с брендовыми названиями («Распродажа», «Скидки», Black Friday Sale), используют агрессивную рекламу в соцсетях и создают иллюзию невероятно низких цен», — предупредили в МВД.
Чаще всего в период ноябрьских распродаж мошенники создают поддельные интернет-магазины крупных брендов. Они копируют дизайн официальных площадок, а затем предлагают купить товары с небывалыми скидками, которые, по их словам, могут доходить до 90%.
Кроме того, аферисты создают фишинговые ресурсы. Ссылки на «распродажи» приходят через рассылки, мессенджеры или соцсети. Переход по ним ведет на поддельные формы оплаты, где злоумышленники собирают данные карт, предупредили в МВД.
Кроме того, специалисты ВТБ предупредили, что в преддверии «черной пятницы» мошенники нередко прибегают к схемам с использованием соцсетей и мессенджеров. В прошлом году в сезон распродаж активность злоумышленников выросла на 30%. Главная цель злоумышленников — получить плату за несуществующий товар или украсть данные банковских карт пользователей.














