Запутанная история галстука: от метки наемника до офиса и пионеров
. В Сети уже звучат заявления о смерти многовекового аксессуара
Современный галстук с узлом «четверка» появился в 1870-е годы, но история такого аксессуара довольно запутана и уходит в далекое прошлое. Читайте, как галстуки связаны с меткой наемников и почему вIII веке до н.э. воины прятали за отрезом ткани «адамовы яблоки».
Источник силы
Терракотовая армия, терракотовые скульптуры, близ Сианя, Шэньси, Китай
Во II веке н.э. римские легионеры уже прикрывали шеи тканью, вероятно, спасаясь от непогоды. Некоторые историки считают такие аксессуары первыми шейными украшениями. Но есть и другие гипотезы.
Так, раскопки вблизи китайского Сианя привели к обнаружению терракотовой армии и представлению о том, что еще в III веке до н.э. воины оборачивали вокруг шеи предвестников «галстука», веря, что так смогут защитить источник своей силы — адамово яблоко (кадык).
Стиль наемника
Король Людовик XIV
Полоски ткани, которые со временем приобрели известность как галстуки, стали использовать в середине XVII века, уточняет The Washington Post. Некоторые были просто гигантских размеров — по 2 ярда в длину (свыше 180 см). Впрочем, первые галстуки напоминали скорее банты, нагрудники или шарфы — до стандарта «четверки» оставалось два века.
Предшественник галстука обязан своим происхождением хорватским наемникам, которых нанял король Людовик XIV. Они носили на шее ленты, чья функция состояла в защите от природных напастей, к числу коих в профессии относились и царапины от клинка. Парижанам понравился аксессуар, и он быстро стал модным.
История появления аксессуара отразилась в языке: французское слово cravate («галстук») происходит от Croates, то есть «хорватский». Англичанам тренд на украшение тоже понравился, но они убрали букву «e» в французском наименовании шейного платка.
Одна из популярных разновидностей «галстуков» в то время Steinkirk, узел которого напоминал по форме спираль или штопор. Появилось такое плетение после того, как французские солдаты в спешке завязывали свои шейные платки при неожиданном нападении англичан вБитве при Стенкерке. Сражение состоялось 3 августа 1692 года, победа досталась французам.
Битва при Стенкерке, 1692 год
Бой произошел во время Войны Аугсбургской лиги, продлившейся в общей сложности девять лет — с сентября 1688 по сентябрь 1697 года. Как утверждают в Britannica, в основе противостояния — баланс власти между двумя соперничавшими династиями: Габсбургами и Бурбонами. В Европе царила неясность по поводу наследования испанского престола, где у власти находился представитель Габсбургов Карл II Зачарованный, он страдал от эпилепсии и был бездетным. После ожидаемой смерти Карла II наследника искали бы по женской линии, и благодаря брачным союзам на испанский престол могли бы претендовать и Бурбоны.
Война завершилась Рейсвейкским мирным договором. Сам Карл II еще был полон надежд сохранить территориальную целостность страны, но после его смерти в 1700 году началась Война за испанское наследство (1701–1714).
Каркасная альтернатива
В XVIII веке у галстуков появился конкурент — stock. Последний больше напоминал специальные шины, которые в наши дни используют при лечении травм шеи. Внутри такого муслинового аксессуара мог находиться картон для жесткости. Застегивался stock на крючок со спины или на узел, спереди красовалась своеобразная бабочка, либо аксессуар обматывался тканью. В таком облачении мужчины были вынуждены держать осанку. И это неудивительно. Изначально stock изготавливали из кожи, а предназначался он для двух целей — защиты шеи от удара мечом и поддержания военной выправки, дополняют в институте по этикету English Manner.
Были и другие вариации. Например, некоторых модников стали называть «макарони» — причина: подражание итальянскому стилю в одежде. Пышные галстуки с бантами мужчины сочетали с туфлями, инкрустированными бриллиантами, и румянили щеки.
Среди любопытных шейных платков в середине XIX века был «галстук по-американски» (в таком аксессуаре был китовый ус). Конструкция еще одного аксессуара — «галстука для гурманов» — позволяла быстро ослабить узел при необходимости — из-за несварения, инсульта или обморока.
Премьер-министр элегантности
Джордж «Бо» Браммелл
К 1818 году шейные украшения из ткани уже закрепили свои позиции. Оноре де Бальзак утверждал, что «галстук» и от простуды спасет, и от зубной боли. А еще по нему можно узнать побольше о человеке.
Галстук указывал на статус, и дело было не в том, из какой ткани его сшили, а в том, сколько времени ушло на то, чтобы его повязать.
Светский лев и законодатель мод, британец Джордж «Бо» Браммелл в 1800-е изобрел множество способов завязывания галстука. Он же стал крахмалить галстук, в таком случае аксессуар следовало красиво завязать с первой попытки — иначе все усилия насмарку, накрахмаленный вариант пришлось бы снимать. Говорят, что весь пол в его спальне порой был усыпан неудачно завязанными галстуками.
Браммелл считается основателем стиля денди и признанным «премьер-министром элегантности», напоминают на портале «Культура.РФ». На публике он появлялся в роли саркастического садиста. Модники-денди воспевали минимализм и изменили эстетику мужского гардероба, он стал сдержаннее и строже. Модной революцией обернулось использование фрака в качестве основного костюма, до этого такой наряд надевали только для верховой езды. Кроме галстука и фрака акцент делался на перчатках. Их денди меняли по несколько раз на дню. Протянуть руку в несвежей перчатке — верх неприличия. Образ истинного франта дополняли жилеты и белые сорочки с настолько жестким воротником, чтобы он еще и подбородок подпирал.
Браммелл также положил начало господству серого цвета, который до сих пор играет важную роль в мужском официальном гардеробе.
Ловкость кучера
Свое название современная вариация узла для галстуков «четверка» получила в честь кучеров. Один кучер справлялся с упряжкой из четырех лошадей, а галстуки представители завязывали так, чтобы их не растрепал и сильный ветер. Успеху «четверки» сопутствовало увеличение количества офисных служащих — им нужен был удобный в носке и завязывании галстук.
Со временем галстуки стали носить и женщины — в начале XX века аксессуар примерили суфражистки и феминистки. На протяжении всего века расцветка галстука отражала изменения обществе, например, после Второй мировой войны на смену спокойным оливковым и зеленым тонам пришли галстуки ярких цветов. К концу 1950-х в моде снова был спокойный конформизм в одежде. Следующий культурный сдвиг произошел в конце 1960-х — галстуки стали шире, ярче, на них появился экзотический орнамент, символы мира и любви. При этом многие мужчины и женщины стали отказываться от галстука как символа скованности и конформизма.
Отец современного галстука
Бутик Hung On You с галстуками, Челси, Лондон, 1962 год
Галстук в таком виде, как мы себе его представляем, стал шить мастер из Нью-Йорка Джесси Лангсдорф в 1922 году. Он изготавливал галстуки из шелка, скроенные «по косой». Сшитые таким образом галстуки были более долговечными и лучше сохраняли форму.
Но, как утверждает New Yorker, такие галстуки все равно оставались неудобными. В издании уподобили их аналогу каблуков, на которых вынуждены были ходить женщины.
Пионерский галстук
Пионерский галстук
Такой галстук был символом принадлежности к пионерской организации, «частицей священного Красного знамени», объясняют в блоге Государственного исторического музея.
Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина была создана в 1922 году, тогда же возник и пионерский галстук. «Советская школа объединяла детей трех всесоюзных организаций: октябрят, пионеров и комсомольцев», — дополняют в Музее истории города Отрадного. Пионерский галстук означал безвозвратный переход от младшей школьной ступени, даже если ребенок исключался из пионеров, в ряды октябрят вернуться он не мог.
Пионерские галстуки завязывали на особый узел: было необходимо выполнить «два раза простой узел так, чтобы правый конец галстука заводился сверху левого». Галстуки могли закрепить зажимом. Первые такие зажимы утвердили в 1927 году Комиссией при ЦИК СССР по увековечиванию памяти В.И. Ленина.
Единый вариант зажима появился в начале 1930-х. На лицевой стороне изображались пионерский костер, серп и молот, а также девиз советских пионеров — «Всегда готов!». Языки пламени символизировали единство пионеров, комсомольцев и коммунистов; пять поленьев — «континенты, где должен разгореться огонь мировой революции; серп и молот — преданность пионеров делу рабочих и крестьян».
Во второй половине 1930-х годов пионеры стали отказываться от зажимов. Причина — во время борьбы с «врагами народа» начали пристальнее обращать внимание на детали предмета. Например, заметили, что серп и молот на них может выглядеть так, словно бы их бросили в костер. Были и те, кто видел в поленьях огня нацистскую свастику, кто-то при повороте зажима сумел разглядеть букву «З», которая могла указывать на фамилию Григория Зиновьева, или букву «Т», что считывалось как отсылка к имени Льва Троцкого. Со временем такая истерия исчезла, но изображение серпа и молота все же убрали. В 1942-м выпуск зажимов прекратили — в военные годы металл в промышленных целях шел на нужды фронта.
Смерть галстука
В подкасте Times Пол Кругман заявил, что пандемия «убила» галстук, на его слова обратили внимание в New Yorker и посвятили смерти галстука обширную статью, вышедшую 6 июля 2024 года. Приговор галстуку вынесли удаленка и созвоны. Теперь его надевают только по совсем уж официальным случаям, и то в 2022 году на саммите «Большой семерки» руководители семи стран предстали на совместном фото без галстуков.
New Yorker называет галстук последним сохранившимся элементом стиля денди. Утешение для поклонников такого аксессуара — в мире моды ничто не умирает окончательно.




















