Она никогда и ничего не боялась: умерла актриса Брижит Бардо
. Актриса скончалась на 92-м году жизниВ возрасте 91 года умерла актриса Брижит Бардо

Брижит Бардо, 1960 год
На 92-м году жизни не стало Брижит Бардо — мировой кинозвезды и секс-символа 1950-х и 1960-х. В конце сентября 2025 года актрису поместили в частную больницу в Тулоне и провели операцию. Ее состояние вызывало беспокойство врачей.
Вспоминаем личность и карьеру бесстрашной француженки, которая никогда не отказывалась от своих убеждений.
Свою карьеру Брижит Бардо начала рано — уже в 15 лет она появилась на обложке французского Elle. Ее мать неохотно дала согласие на съемку, поставив условие: полное имя дочери не должно фигурировать под снимками. Издание перечить не стало, оставив на обложке только инициалы BB. Видимо, так и родился знаменитый псевдоним будущей кинозвезды. А еще именно благодаря этим фото о Бардо узнал Роже Вадим.
Тогда он работал помощником у режиссера Марка Аллегре, автора фильмов «Вход для артистов» и «С Андре Жидом». Вадим показал ему снимки Бардо, и тот пригласил девушку на пробы в свой фильм «Лавры сорваны», которые она успешно прошла. Родители снова были против, поскольку считали профессию актрисы «вульгарной и неприличной»; впрочем, проект так и не состоялся. Но это было уже неважно: Бардо не только всерьез задумалась о профессии, но и сразу нашла своего режиссера. Хотя тогда Роже Вадим даже еще и режиссером-то не был.
Брижит Бардо, 1954 год
Они сделают первый совместный фильм, скандальную драму «И бог создал женщину», только в 1956-м, спустя шесть лет после знакомства. До этого Брижит будет играть преимущественно второстепенные роли вздорных красоток.
Беспокоить общественность она начала уже в 1952 году, во втором своем фильме с говорящим названием «Манина, девушка в бикини», где бoльшую часть времени щеголяла в открытом купальнике. Особенно озабоченные моралью граждане увидели в этом вызов семейным ценностям, да и отец Бардо был в ярости, обнаружив в газетах откровенные снимки со съемок. Но они просто не знали, что ждет их впереди.
Картина Роже Вадима произвела эффект бомбы. В этом фильме Бардо позволяла себе неслыханное для женщины 1950-х — быть обжигающе сексуальной, независимой и открыто выражать свои желания. Легендарная сцена с танцем на террасе казалась верхом аморальности, хотя, конечно, по современным меркам в ней не было ничего такого. Но дело не в степени обнаженности. Просто Бардо являла миру шокирующую раскованность, от которой невозможно было отвести глаз. «И бог создал женщину» многократно запрещали, цензурировали и редактировали, но все тщетно — это был прорыв.
Брижит Бардо и Жан-Луи Трентиньян в фильме «И бог создал женщину» (1956)
К тому времени Брижит уже была замужем за Вадимом, причем встречаться они начали до того, как актрисе исполнилось 18. В «И бог создал женщину» ее экранным партнером был Жан-Луи Трентиньян. Между ними вспыхнула страсть, брак актрисы распался. Однако с Вадимом она сохранила дружеские отношения и дальше снималась в его картинах. Последняя их совместная работа «Если бы Дон-Жуан был женщиной…» вышла в 1973 году.
Бардо и мужчины — сложная тема. Подробностями ее личной жизни кормились таблоиды много лет, смакуя бесчисленные романы актрисы, которые порой так и просились под мягкие обложки бульварных книг о разрушительной страсти.
Несчастливый брак с актером Жаком Шарье, который, по словам Бардо, применял к ней насилие. В этом союзе родился единственный и нежеланный ребенок Брижит, сын Николя-Жак, которого она называла «опухолью» в своих мемуарах (Николя подал на нее в суд; отношения у них всегда были натянутыми). Бурный брак с немецким миллионером Гюнтером Саксом, отвергавшим моногамию, впрочем как и сама кинодива. Роман-вспышка с французским гением Сержем Генсбуром, от которого остались великие песни. Ей приписывали отношения с Марлоном Брандо, Кирком Дугласом и Аленом Делоном. Впрочем, с последним их связывали только работа и дружба — оба много раз это подчеркивали.
Отношения с мужчинами были большой частью славы Брижит Бардо, но никогда не определяли ее как личность. Более того, статус селебрити актрисе не очень-то был интересен, и в первые годы карьеры та недоумевала, почему ее вообще считают талантливой и привлекательной. Как многие актрисы, с ранних лет запертые в амплуа обольстительницы, Бардо отчаянно пыталась от этого образа сбежать. Получилось ли у нее — вопрос открытый, тем более что и сниматься она перестала довольно рано, в 39 лет. Но каждая такая «попытка» заслуживала внимания.
В «Истине» Анри-Жоржа Клузо она пошла ва-банк, сыграв женщину далеко за гранью нервного срыва, доведенную до отчаяния удушающими отношениями с человеком, который хотел ее основательно переделать. На тот момент Брижит была в тяжелой депрессии, что придало ее игре пугающую глубину. Она даже пыталась покончить с собой во время съемок.
Брижит Бардо в фильме «Истина» (1960)
Эти неподдельные страдания вылились в едва ли не лучшую роль актрисы за всю карьеру. Разве что ее Камилла из «Презрения» Жан-Люка Годара может вступить в бой на равных. Берущая в основном пылкостью, здесь Бардо играет заколоченную внутри наглухо женщину, которая становится самой пустотой в несчастливом браке.
Ледяная Камилла — символ распада любви, который происходит не из-за грандиозных обид, а из-за неверных слов, жестов и взглядов. Годар не был бы Годаром, если бы не поиздевался над обворожительным образом Бардо, обнажив актрису в начале фильма. Но дальше будет тотальная деконструкция: если где и удалось Брижит максимально далеко отпрыгнуть от прославившего ее амплуа, так это здесь.
Конечно, расквитаться с образом соблазнительницы Бардо старалась не только в драмах, но и в более легких жанрах. В шпионской комедии «Бабетта идет на войну» она вовсю иронизирует над архетипом пленительной блондинки, переворачивая его с ног на голову. За маской простушки из провинции Бабетты скрывается умная, смелая и находчивая девушка, которая с наскока становится специальным агентом. Фильм стал большим хитом во Франции, попутно показав, что Брижит умела быть и смешной.
Брижит Бардо и Жанна Моро в фильме «Вива, Мария!» (1965)
Вообще на закате карьеры Бардо явно интересовали более ироничные, гибкие истории — комедии, боевики, приключенческое кино. Одним из ее последних коммерческих успехов стал феминистский фарс Луи Маля «Вива, Мария!», где Брижит сыграла Марию, дочь ирландского террориста. Вместе с певицей-тезкой (Жанна Моро) они создают дуэт Viva Maria!, который втягивается в революцию. Место действия — вымышленная латиноамериканская страна, и хотя Маль явно подразумевал Аргентину и Че Гевару, это подчеркнуто несерьезное кино, виртуозный пустяк, где Бардо и Моро изображают крепкое сестринство. Довольно редкий, к слову, мотив в те времена.
Точку в своей кинокарьере Бардо поставила сама. Но ее внеэкранная жизнь всегда будоражила похлеще самых драматичных фильмов. В каком-то смысле она стала для всего мира персонажем, трудным для понимания, резким и противоречивым.
После ухода из кино актриса с головой ушла в активизм, защищая животных. В 1986 году она основала Фонд Брижит Бардо по защите животных, который активно работает более чем в 60 странах. «Моя семья — это мои животные. Я их люблю и уважаю гораздо больше, чем большинство людей», — объясняла она. Семья у Брижит большая: в ее владении около 100 животных.
Бардо боролась с меховой промышленностью, бойнями, выступала против корриды и цирков, строчила открытые письма президентам разных стран и не боялась прослыть безумной. Она вообще никогда и ничего не боялась, не лезла за словом в карман и всегда выбирала себя и свои идеалы.
Брижит Бардо, 1980 год
Впрочем, мир вряд ли запомнит ее исключительно в положительном свете. Бардо многократно осуждали за «разжигание расовой неприязни» — ксенофобские высказывания она позволяла себе не раз. Став символом женского раскрепощения в кино, в жизни Брижит ненавидела феминизм, причем настолько сильно, что называла себя «маскулинистом». Она окрестила движение #MeToo «охотой на ведьм» и после обвинений Жерара Депардье и Николя Бедоса в сексуализированном насилии встала на их сторону. Она считала нужным менять мир, но не свои взгляды.
Для кого-то икона, для кого-то чудовище, Бардо жила так, как хотела. «У меня нет ни сожалений, ни угрызений совести, они совершенно бессмысленны».






















