Что такое пальчиковая гимнастика, чем она полезна и как ее выполнять

. 14 упражнений пальчиковой гимнастики для малышей и детей от 2 до 7 лет
Обновлено 08 октября 2025, 14:50
Что такое пальчиковая гимнастика, чем она полезна и как ее выполнять
Фото: Sergey Novikov / Shuttherstock / FOTODOM

Пальчиковые игры — это упражнения для мелкой моторики, речи и концентрации, которые проводят с детьми в игровой форме. Их рекомендуют логопеды и психологи с самого раннего возраста. Спросили экспертов, в чем еще польза пальчиковых игр и как правильно ими заниматься.

Что такое пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — это упражнения для детей, направленные на развитие мелкой моторики и речевого аппарата. Обычно их выполняют под небольшие четверостишия с простым сюжетом. Например, это знакомые с детства «Ладушки» или «Сорока-ворона». Цель гимнастики — совместить движение пальцев с речью: сперва взрослого, а потом, когда ребенок научится говорить, и его собственной.

В основном так играют с дошкольниками — в период наиболее активного развития тонких движений рук и речевых навыков. Доказано, что подобные упражнения улучшают межполушарное взаимодействие, а ребенок получает новый сенсорный опыт [1], [2], [3].

Во время гимнастики идет стимуляция множества рецепторов в пальцах ребенка. За счет этого через нервные пути активируется моторная кора и зоны мозга, отвечающие за речь, говорит Адэля Исханова, логопед центра реабилитации Европейского медицинского центра (ЕМС). В том числе сигналы поступают в центр Брока — важнейший участок коры мозга, ответственный за моторику речи, говорит эксперт.

Цель пальчиковой гимнастики

Игры для пальцев учат ребенка базовым движениям и навыкам с первых месяцев жизни, отмечает Ирина Мягкова, врач-логопед-дефектолог «СМ-Клиника». По ее словам, в первую очередь такая гимнастика направлена на:

  • мелкую моторику: в играх задействуются мышцы кистей, что повышает точность движений пальцев и укрепляет их, отмечает врач. Впоследствии это важно для формирования навыков письма, рисования, лепки и многих бытовых действий;
  • речь: гимнастика активизирует нервные пути между областями мозга, которые отвечают за движение рук и речь. Это упражнение помогает развить артикуляцию и дикцию, а также способствует расширению словарного запаса, говорит Мягкова;
  • интеллект: упражнения стимулируют работу тактильных рецепторов и учат детей согласованным движениям глаз и рук. По словам логопеда-дефектолога, это формирует пространственное восприятие, развивает память и фантазию ребенка, учит его быть внимательным;
  • психоэмоциональную сферу: занятия часто сопровождаются стихами, песнями, взаимодействием с родителем или воспитателем. Игры создают положительный эмоциональный фон и укрепляют доверие ребенка к взрослым, отмечает Ирина Мягкова.

Польза пальчиковой гимнастики

Гимнастика для пальцев помогает общему развитию ребенка, а регулярные занятия дают комплексный результат. Чем полезны такие упражнения для детей [1], [4]:

  • развивают мелкую моторику. «Повторяющиеся движения укрепляют нервно-мышечные связи, улучшая точность и координацию кистей и пальцев, также тренируются мышцы, суставы и сухожилия. Ребенок начинает лучше справляться с письмом или сборкой конструктора, снижается риск проблем с координацией в дальнейшем», — говорит логопед Адэля Исханова;
  • стимулируют развитие речи. Во время движений кистей и пальцев запускается мозговая деятельность и задействуются речевые центры мозга. Упражнения активируют корковые области, стимулируя расширение словарного запаса и синтаксиса. По этой причине регулярные занятия могут помочь детям начать говорить раньше и избежать дефектов речи, поясняет Исханова;
  • учат подражанию взрослым и концентрации. Играя, ребенок должен повторять действия за взрослым. В это время он учится удерживать свое внимание, понимает, как правильно его распределять. По мере взросления можно проводить все более сложные упражнения;
  • улучшают память. В ходе занятий ребенку приходится запоминать, какое движение за каким идет и какое положение должны принимать руки. Это тренирует память. Например, исследования показали, что упражнения для мелкой моторики помогают детям лучше узнавать и различать буквы [5];
  • учат правильно дышать и артикулировать. Гимнастика сопровождается стихами — сначала их произносят только родители, затем повторяют дети, если они уже умеют говорить. Ритм и темп стихов учат правильному произношению слов и дыханию. Кроме того, ребенок учится разговаривать в определенном ритме, улучшаются его слух и артикуляция;
  • развивают воображение. Стихи для пальчиковой гимнастики рисуют в воображении ребенка образы и целые сюжеты. Это развивает детскую фантазию и мышление.

Правила пальчиковой гимнастики

Каждое упражнение в пальчиковой гимнастике советуют проводить поэтапно. На первом движения выполняет взрослый — ребенок в это время только наблюдает. После взрослый берет руки ребенка в свои и повторяет движения вместе с ним. Впоследствии дети должны выполнять движения самостоятельно. Вот еще несколько рекомендаций по проведению гимнастики [1]:

  1. Занимайтесь вместе. «Гимнастику проводят совместно с родителями или воспитателями, сопровождая ее рассказами, стихами или песенками», — говорит логопед-дефектолог Ирина Мягкова.
  2. Ежедневно, но не долго. С совсем маленькими детьми пальчиковой гимнастике достаточно уделять в день около 5–10 минут. Для дошкольников время можно увеличить до 15–20 минут, советует Мягкова. Прибавляйте время постепенно, так же как и сложность заданий.
  3. Повторяйте несколько раз в день. Лучше заниматься с ребенком в первой половине дня, когда он чувствует себя бодрым, отмечает логопед Адэля Исханова.
  4. Начинайте с ведущей руки, постепенно подключайте вторую кисть. В конечном результате нагрузка должна идти равномерно на обе руки.
  5. Проводите разминку. Делайте легкий массаж ладошек и пальчиков ребенка в начале занятия, рекомендует Исханова. Движения должны быть плавными и без резких рывков, их нужно повторять три-пять раз. Каждое упражнение заканчивайте расслаблением кисти. Для этого можно, например, потрясти рукой.
  6. Создайте комфортные условия. Во время гимнастики ребенок должен находиться в спокойной обстановке без отвлекающих факторов, подчеркивает дефектолог Мягкова. «Используйте игровой формат с рифмами, песнями и игрушками. Хвалите и мотивируйте ребенка», — добавляет логопед Исханова. Если ребенок устал или потерял интерес, сделайте перерыв или прекратите занятие, говорит врач Мягкова.
  7. Старайтесь разнообразить занятия. По словам логопеда-дефектолога, важно чередовать различные виды упражнений, включать в тренировки игры с предметами, массаж, ритмические задания.
  8. Учитывайте возраст. Для разных возрастов используют свои методики и уровни сложности заданий, отмечает Мягкова. Если занятие проводят в группах, количество человек в них не должно превышать пять-семь детей на одного взрослого, советует Адэля Исханова.

Пальчиковая гимнастика для малышей

Заниматься пальчиковой гимнастикой с ребенком можно с рождения, говорит логопед Адэля Исханова. В первые три месяца упражнения носят пассивный характер: родитель мягко массирует ладонь или двигает пальчиками младенца. Это полезно для развития когнитивных, речевых и моторных функций, отмечает логопед.

Занятия должны быть короткими (от одной до пяти минут) и проходить в формате игры, советует она. Нельзя принуждать ребенка к гимнастике. Более активные упражнения стоит делать с трех-шести месяцев — в этом возрасте ребенок начинает замечать свои руки и реагировать на прикосновения. Вот примеры упражнений.

«Ладушки»

Возраст: с рождения.

Как играть: если ребенок еще совсем маленький, напевайте стишок и хлопайте в ритм. Когда ребенок научится сидеть, можно начинать хлопать его ладонями, взяв их в свои руки. Примерно в возрасте семи-девяти месяцев ребенок попробует сделать это самостоятельно — тогда можно пытаться играть в ладушки вдвоем. Во время движений важно проговаривать или напевать стихи, хлопайте на ударный слог:

«Семейка»

Возраст: с рождения.

Как играть: поглаживайте или загибайте пальцы ребенка. Каждому пальцу в этом упражнении соответствует одно определение: большой палец — дедушка, указательный — бабушка и так далее (мама, папа, я). Ниже полный вариант стихотворения для упражнения:

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я,

В конце сложите пальцы обеих ладоней ребенка замком, приговаривая: «Вот и вся моя семья».

«Сорока-ворона»

Возраст: с шести месяцев.

Как играть: возьмите ладонь ребенка в свою руку и начните рассказывать стишок. В игре используют два движения: водят пальцем по ладони, имитируя помешивание каши, а затем загибают пальцы, начиная с мизинца. В конце нужно дойти до большого пальца и немного потрясти его на словах «А этому не дала»:

Сорока-ворона печку топила,

Кашку варила,

Деток кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому — не дала,

Ты в лес не ходил,

Ты дров не рубил,

Ты печь не топил —

Тебе нет ничего!

Пальчиковая гимнастика для детей 2–3 лет

В этот период дети учатся выполнять точные действия: держать карандаш пальцами, рисовать круги и линии, закручивать крышки, пользоваться ножницами и столовыми приборами [6], [7]. С детьми двух-трех лет можно устраивать более сложные занятия. Главная цель упражнений — укрепить мышцы рук и прокачать простейшие навыки двигательного управления, говорит дефектолог Ирина Мягкова. Ниже примеры игр для детей двух-трех лет.

«Коза рогатая»

Возраст: 2–3 года.

Как играть: помогите ребенку сложить пальцы наподобие козьих рожек — выставить два из них, остальные сжать. Вместе проговаривайте стихи, двигая «рогами»:

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Ножками топ-топ, (топнуть ногами)

Глазками хлоп-хлоп! (закрыть глаза)

Эй, козочка, постой-ка —

Дашь нам молока?

«Пальчики здороваются»

Возраст: 1–3 года.

Как играть: суть упражнения в симметричных движениях обеих рук. Сначала движения выполняет взрослый, а ребенок наблюдает. После он подключается и повторяет жесты. На каждой фразе «Здравствуй, пальчик» нужно соединить подушечки одинаковых пальцев двух рук: сперва большие, потом указательные и так до мизинцев.

«Паучок ползет»

Возраст: 2–3 года.

Как играть: сделайте движения сначала сами, после повторите вместе с ребенком, читая стишок. Каждые строки в стихотворении сопровождаются характерными движениями рук. Например, на словах про дождик руки опускают в них и встряхивают пальцами. Строки про солнышко сопровождают следующим движением ладоней: соединяют тыльные стороны так, чтобы получился веер. Затем пальцы расправляют и чуть покачивают кистями. При желании можно привнести в занятия свои движения. Ниже полный стих для гимнастики:

Пальчиковая гимнастика для детей 4–5 лет

Задача упражнений в возрасте от четырех до пяти лет — улучшение координации и повышение сложности движений, отмечает логопед-дефектолог Ирина Мягкова. Это поможет начать подготовку к обучению письму.

Ниже приведены игры для детей 4–5 лет.

«Пальчики»

Возраст: с 4 лет.

Как играть: перед началом сожмите пальцы в кулаки. Вместе с ребенком рассказывайте стихи, разгибая по очереди пальцы, начиная с мизинца.

«Рыбка»

Возраст: с 3–4 лет.

Как играть: сложите ладони и плавно двигайте ими, имитируя рыбу. Покажите упражнение на своем примере, затем подключите к игре ребенка. Проговаривайте или пойте стихи:

Рыбка весело плывет (соедините ладони и рисуйте ими волну в воздухе),

То назад, а то вперед (поверните сложенные ладони сначала к себе, затем от себя).

Хорошо ей плыть в воде (повторите волнообразные движения):

Раз — и скрылась в глубине (разведите руки и спрячьте их за спиной).

Вышла дальше погулять (опять соедините ладони и сделайте волну),

Стала камушки считать (сложите ладони в кулачки):

Раз, два, три, четыре, пять (поочередно на каждый счет ставьте один кулачок на другой) —

Рыбке некогда скучать.

«Котенок»

Возраст: 3–5 лет.

Как играть: рассказывайте вместе с ребенком медленно стих, показывая количество пальцев, которое соответствует счету. Например, на фразе «шел один по дорожке» показать один палец и так далее.

Пальчиковая гимнастика для детей 6–7 лет

Занятия после шести лет нужны, чтобы сделать пальцы более гибкими, а их движения — точнее, говорит врач Ирина Мягкова. Это, по словам эксперта, поможет ребенку легче освоить письмо. Пальчиковая гимнастика для детей 6–7 лет:

«Рисуем буквы»

Возраст: 6–7 лет.

Как играть: произносите букву, а ребенка попросите нарисовать ее. Одновременно он должен вслух проговаривать ее. Таким же образом можно рисовать цифры, геометрические фигуры или предметы.

«Музыкант»

Возраст: 6–7 лет.

Как играть: предложите ребенку сыграть на воображаемом музыкальном инструменте, например фортепиано. Покажите на своем примере, как это нужно делать, или включите видео с настоящим исполнением. Уделите внимание тому, как должны двигаться пальцы и другие части тела.

Вопросы экспертам

Вот еще несколько вопросов экспертам о пальчиковой гимнастике.

Есть ли противопоказания к проведению пальчиковой гимнастики?

«Гимнастика безопасна, но существую противопоказания:

  • травмы кистей (переломы, вывихи, растяжения, артриты и дерматологические патологии);
  • острые инфекции или лихорадка;
  • тяжелые формы ДЦП, эпилепсии, гипертонус — только с врачебным наблюдением;
  • сильное отторжение занятий, сенсорные нарушения (например, при аутизме);
  • аллергии на используемые материалы.

При противопоказаниях применяйте пассивный массаж или визуальные стимулы и консультируйтесь со специалистами».

Адэля Исханова
Логопед центра реабилитации Европейского медицинского центра

Как правильно подобрать упражнения под возраст ребенка?

При подборе упражнений всегда нужно ориентироваться на возраст и уровень развития ребенка, говорит логопед Адэля Исханова. С младенцами используют пассивные движения, для детей повзрослее подойдут активные творческие задания. Эксперт рекомендует проводить занятия не более 10–15 минут в день и использовать стихи и песни — так ребенку будет интереснее.

Рекомендации по возрастным группам.

  • Возраст от 0 до 6 месяцев характеризуется пассивным восприятием, говорит логопед. В это время развиваются тактильные ощущения и нейронные связи ребенка. По словам Исхановой, подходят упражнения «Ладушки» и «Семейка» («Этот пальчик — дедушка»).
  • В 6–12 месяцев происходят первые активные движения, ребенок начинает повторять за родителями и другими взрослыми, улучшаются хватательные рефлексы и координация, отмечает логопед Исханова. Подходящая игра — «Сорока-ворона».
  • С одного года до трех лет идет становление мелкой моторики и речевого аппарата. В это время ребенка можно готовить к самостоятельным играм со сложными элементами, говорит Исханова.
  • В возрасте трех-пяти лет начинается подготовка к письму, будет полезно подключать упражнения с элементами счета.
  • Во время занятий с детьми в возрасте пяти лет и старше подключают продвинутые упражнения, направленные на тренировку скорости и точности.

Всем ли детям нужна пальчиковая гимнастика?

«Пальчиковая гимнастика полезна большинству детей. При регулярном выполнении она оказывает положительное воздействие на физическое и интеллектуальное развитие ребенка. Необходимость именно регулярных занятий определяется индивидуально, исходя из состояния здоровья и готовности ребенка к нагрузке.

Признаки, говорящие о целесообразности активного внедрения пальчиковой гимнастики:

  • низкий уровень физической активности ребенка;
  • задержка в формировании тонкой моторики;
  • трудности с речью, проблемы с развитием артикуляции;
  • медленное освоение навыков самообслуживания (одевание, застегивание пуговиц);
  • недостаточная подготовленность руки к обучению письму».
Ирина Мягкова
Врач-логопед-дефектолог «СМ-Клиника»

Главное о пальчиковой гимнастике

  • Пальчиковая гимнастика — игровые упражнения для детей, в которых движения пальцев и кистей сочетаются со стихами и песнями. Они развивают мелкую моторику и готовят ребенка к запуску речи.
  • Упражнения стимулируют рецепторы, которые активируют нервные пути и зоны головного мозга, ответственные за моторные и речевые навыки.
  • Гимнастика тренирует точность движений, помогает правильнее говорить, положительно отражается на памяти и внимательности ребенка. Упражнения учат детей воспринимать чужую речь и подражать взрослым, развивают воображение, а сам процесс игры укрепляет эмоциональный фон.
  • Занятия можно проводить каждый день, но небольшими подходами — до 10–20 минут в зависимости от возраста. Во время игры ребенок должен быть в спокойной и комфортной обстановке. Не стоит продолжать гимнастику, если он устал или потерял интерес.
  • Упражнения для гимнастики подбирают по возрасту. В первые месяцы жизни ребенка стоит ограничиться пассивной гимнастикой и легким массажем рук в течение нескольких минут в день. По мере взросления упражнения усложняют и увеличивают их время.
  • Пальчиковая гимнастика запрещена при травмах кистей, острых инфекциях, лихорадке и сенсорных нарушениях. С детьми, у которых тяжелая форма ДЦП, эпилепсия или гипертонус мышц, заниматься стоит только под наблюдением врача.
Поделиться
Авторы
Теги