Что такое пальчиковая гимнастика, чем она полезна и как ее выполнять
. 14 упражнений пальчиковой гимнастики для малышей и детей от 2 до 7 лет
Пальчиковые игры — это упражнения для мелкой моторики, речи и концентрации, которые проводят с детьми в игровой форме. Их рекомендуют логопеды и психологи с самого раннего возраста. Спросили экспертов, в чем еще польза пальчиковых игр и как правильно ими заниматься.
Содержание
Что такое пальчиковая гимнастика
Пальчиковой гимнастикой с детьми занимаются родители, воспитатели, психологи и логопеды
Пальчиковая гимнастика — это упражнения для детей, направленные на развитие мелкой моторики и речевого аппарата. Обычно их выполняют под небольшие четверостишия с простым сюжетом. Например, это знакомые с детства «Ладушки» или «Сорока-ворона». Цель гимнастики — совместить движение пальцев с речью: сперва взрослого, а потом, когда ребенок научится говорить, и его собственной.
В основном так играют с дошкольниками — в период наиболее активного развития тонких движений рук и речевых навыков. Доказано, что подобные упражнения улучшают межполушарное взаимодействие, а ребенок получает новый сенсорный опыт [1], [2], [3].
Во время гимнастики идет стимуляция множества рецепторов в пальцах ребенка. За счет этого через нервные пути активируется моторная кора и зоны мозга, отвечающие за речь, говорит Адэля Исханова, логопед центра реабилитации Европейского медицинского центра (ЕМС). В том числе сигналы поступают в центр Брока — важнейший участок коры мозга, ответственный за моторику речи, говорит эксперт.
Цель пальчиковой гимнастики
Пальчиковые игры тренируют память ребенка и развивают воображение
Игры для пальцев учат ребенка базовым движениям и навыкам с первых месяцев жизни, отмечает Ирина Мягкова, врач-логопед-дефектолог «СМ-Клиника». По ее словам, в первую очередь такая гимнастика направлена на:
- мелкую моторику: в играх задействуются мышцы кистей, что повышает точность движений пальцев и укрепляет их, отмечает врач. Впоследствии это важно для формирования навыков письма, рисования, лепки и многих бытовых действий;
- речь: гимнастика активизирует нервные пути между областями мозга, которые отвечают за движение рук и речь. Это упражнение помогает развить артикуляцию и дикцию, а также способствует расширению словарного запаса, говорит Мягкова;
- интеллект: упражнения стимулируют работу тактильных рецепторов и учат детей согласованным движениям глаз и рук. По словам логопеда-дефектолога, это формирует пространственное восприятие, развивает память и фантазию ребенка, учит его быть внимательным;
- психоэмоциональную сферу: занятия часто сопровождаются стихами, песнями, взаимодействием с родителем или воспитателем. Игры создают положительный эмоциональный фон и укрепляют доверие ребенка к взрослым, отмечает Ирина Мягкова.
Польза пальчиковой гимнастики
Польза пальчиковой гимнастики отражается на многих сферах развития ребенка, от моторики до психоэмоциональной
Гимнастика для пальцев помогает общему развитию ребенка, а регулярные занятия дают комплексный результат. Чем полезны такие упражнения для детей [1], [4]:
- развивают мелкую моторику. «Повторяющиеся движения укрепляют нервно-мышечные связи, улучшая точность и координацию кистей и пальцев, также тренируются мышцы, суставы и сухожилия. Ребенок начинает лучше справляться с письмом или сборкой конструктора, снижается риск проблем с координацией в дальнейшем», — говорит логопед Адэля Исханова;
- стимулируют развитие речи. Во время движений кистей и пальцев запускается мозговая деятельность и задействуются речевые центры мозга. Упражнения активируют корковые области, стимулируя расширение словарного запаса и синтаксиса. По этой причине регулярные занятия могут помочь детям начать говорить раньше и избежать дефектов речи, поясняет Исханова;
- учат подражанию взрослым и концентрации. Играя, ребенок должен повторять действия за взрослым. В это время он учится удерживать свое внимание, понимает, как правильно его распределять. По мере взросления можно проводить все более сложные упражнения;
- улучшают память. В ходе занятий ребенку приходится запоминать, какое движение за каким идет и какое положение должны принимать руки. Это тренирует память. Например, исследования показали, что упражнения для мелкой моторики помогают детям лучше узнавать и различать буквы [5];
- учат правильно дышать и артикулировать. Гимнастика сопровождается стихами — сначала их произносят только родители, затем повторяют дети, если они уже умеют говорить. Ритм и темп стихов учат правильному произношению слов и дыханию. Кроме того, ребенок учится разговаривать в определенном ритме, улучшаются его слух и артикуляция;
- развивают воображение. Стихи для пальчиковой гимнастики рисуют в воображении ребенка образы и целые сюжеты. Это развивает детскую фантазию и мышление.
Правила пальчиковой гимнастики
Любое упражнение ребенку младшего возраста проще выполнять в форме игры
Каждое упражнение в пальчиковой гимнастике советуют проводить поэтапно. На первом движения выполняет взрослый — ребенок в это время только наблюдает. После взрослый берет руки ребенка в свои и повторяет движения вместе с ним. Впоследствии дети должны выполнять движения самостоятельно. Вот еще несколько рекомендаций по проведению гимнастики [1]:
- Занимайтесь вместе. «Гимнастику проводят совместно с родителями или воспитателями, сопровождая ее рассказами, стихами или песенками», — говорит логопед-дефектолог Ирина Мягкова.
- Ежедневно, но не долго. С совсем маленькими детьми пальчиковой гимнастике достаточно уделять в день около 5–10 минут. Для дошкольников время можно увеличить до 15–20 минут, советует Мягкова. Прибавляйте время постепенно, так же как и сложность заданий.
- Повторяйте несколько раз в день. Лучше заниматься с ребенком в первой половине дня, когда он чувствует себя бодрым, отмечает логопед Адэля Исханова.
- Начинайте с ведущей руки, постепенно подключайте вторую кисть. В конечном результате нагрузка должна идти равномерно на обе руки.
- Проводите разминку. Делайте легкий массаж ладошек и пальчиков ребенка в начале занятия, рекомендует Исханова. Движения должны быть плавными и без резких рывков, их нужно повторять три-пять раз. Каждое упражнение заканчивайте расслаблением кисти. Для этого можно, например, потрясти рукой.
- Создайте комфортные условия. Во время гимнастики ребенок должен находиться в спокойной обстановке без отвлекающих факторов, подчеркивает дефектолог Мягкова. «Используйте игровой формат с рифмами, песнями и игрушками. Хвалите и мотивируйте ребенка», — добавляет логопед Исханова. Если ребенок устал или потерял интерес, сделайте перерыв или прекратите занятие, говорит врач Мягкова.
- Старайтесь разнообразить занятия. По словам логопеда-дефектолога, важно чередовать различные виды упражнений, включать в тренировки игры с предметами, массаж, ритмические задания.
- Учитывайте возраст. Для разных возрастов используют свои методики и уровни сложности заданий, отмечает Мягкова. Если занятие проводят в группах, количество человек в них не должно превышать пять-семь детей на одного взрослого, советует Адэля Исханова.
Пальчиковая гимнастика для малышей
Первые годы руки ребенка развиваются одинаково, ведущая рука определяется к началу третьего года
Заниматься пальчиковой гимнастикой с ребенком можно с рождения, говорит логопед Адэля Исханова. В первые три месяца упражнения носят пассивный характер: родитель мягко массирует ладонь или двигает пальчиками младенца. Это полезно для развития когнитивных, речевых и моторных функций, отмечает логопед.
Занятия должны быть короткими (от одной до пяти минут) и проходить в формате игры, советует она. Нельзя принуждать ребенка к гимнастике. Более активные упражнения стоит делать с трех-шести месяцев — в этом возрасте ребенок начинает замечать свои руки и реагировать на прикосновения. Вот примеры упражнений.
«Ладушки»
Возраст: с рождения.
Как играть: если ребенок еще совсем маленький, напевайте стишок и хлопайте в ритм. Когда ребенок научится сидеть, можно начинать хлопать его ладонями, взяв их в свои руки. Примерно в возрасте семи-девяти месяцев ребенок попробует сделать это самостоятельно — тогда можно пытаться играть в ладушки вдвоем. Во время движений важно проговаривать или напевать стихи, хлопайте на ударный слог:
На последней строчке поднимите руки ребенка и помогите ему обхватить голову, или сделайте это сами
«Семейка»
Возраст: с рождения.
Как играть: поглаживайте или загибайте пальцы ребенка. Каждому пальцу в этом упражнении соответствует одно определение: большой палец — дедушка, указательный — бабушка и так далее (мама, папа, я). Ниже полный вариант стихотворения для упражнения:
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я,
В конце сложите пальцы обеих ладоней ребенка замком, приговаривая: «Вот и вся моя семья».
«Сорока-ворона»
Возраст: с шести месяцев.
Как играть: возьмите ладонь ребенка в свою руку и начните рассказывать стишок. В игре используют два движения: водят пальцем по ладони, имитируя помешивание каши, а затем загибают пальцы, начиная с мизинца. В конце нужно дойти до большого пальца и немного потрясти его на словах «А этому не дала»:
Сорока-ворона печку топила,
Кашку варила,
Деток кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому — не дала,
Ты в лес не ходил,
Ты дров не рубил,
Ты печь не топил —
Тебе нет ничего!
Пальчиковая гимнастика для детей 2–3 лет
В этом возрасте у детей активно развивается речь и растет словарный запас
В этот период дети учатся выполнять точные действия: держать карандаш пальцами, рисовать круги и линии, закручивать крышки, пользоваться ножницами и столовыми приборами [6], [7]. С детьми двух-трех лет можно устраивать более сложные занятия. Главная цель упражнений — укрепить мышцы рук и прокачать простейшие навыки двигательного управления, говорит дефектолог Ирина Мягкова. Ниже примеры игр для детей двух-трех лет.
«Коза рогатая»
Возраст: 2–3 года.
Как играть: помогите ребенку сложить пальцы наподобие козьих рожек — выставить два из них, остальные сжать. Вместе проговаривайте стихи, двигая «рогами»:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ, (топнуть ногами)
Глазками хлоп-хлоп! (закрыть глаза)
Эй, козочка, постой-ка —
Дашь нам молока?
«Пальчики здороваются»
Возраст: 1–3 года.
Как играть: суть упражнения в симметричных движениях обеих рук. Сначала движения выполняет взрослый, а ребенок наблюдает. После он подключается и повторяет жесты. На каждой фразе «Здравствуй, пальчик» нужно соединить подушечки одинаковых пальцев двух рук: сперва большие, потом указательные и так до мизинцев.
На каждой фразе «Здравствуй, пальчик» нужно соединить подушечки одинаковых пальцев двух рук: сперва большие, потом указательные и так до мизинцев
«Паучок ползет»
Возраст: 2–3 года.
Как играть: сделайте движения сначала сами, после повторите вместе с ребенком, читая стишок. Каждые строки в стихотворении сопровождаются характерными движениями рук. Например, на словах про дождик руки опускают в них и встряхивают пальцами. Строки про солнышко сопровождают следующим движением ладоней: соединяют тыльные стороны так, чтобы получился веер. Затем пальцы расправляют и чуть покачивают кистями. При желании можно привнести в занятия свои движения. Ниже полный стих для гимнастики:
На последней фразе можно быстро пробежаться пальцами по голове ребенка, плечам или спине будто ползет паук
Пальчиковая гимнастика для детей 4–5 лет
В этом возрасте занятия пальчиковой гимнастикой можно усложнить
Задача упражнений в возрасте от четырех до пяти лет — улучшение координации и повышение сложности движений, отмечает логопед-дефектолог Ирина Мягкова. Это поможет начать подготовку к обучению письму.
Ниже приведены игры для детей 4–5 лет.
«Пальчики»
Возраст: с 4 лет.
Как играть: перед началом сожмите пальцы в кулаки. Вместе с ребенком рассказывайте стихи, разгибая по очереди пальцы, начиная с мизинца.
«Рыбка»
Возраст: с 3–4 лет.
Как играть: сложите ладони и плавно двигайте ими, имитируя рыбу. Покажите упражнение на своем примере, затем подключите к игре ребенка. Проговаривайте или пойте стихи:
Рыбка весело плывет (соедините ладони и рисуйте ими волну в воздухе),
То назад, а то вперед (поверните сложенные ладони сначала к себе, затем от себя).
Хорошо ей плыть в воде (повторите волнообразные движения):
Раз — и скрылась в глубине (разведите руки и спрячьте их за спиной).
Вышла дальше погулять (опять соедините ладони и сделайте волну),
Стала камушки считать (сложите ладони в кулачки):
Раз, два, три, четыре, пять (поочередно на каждый счет ставьте один кулачок на другой) —
Рыбке некогда скучать.
«Котенок»
Возраст: 3–5 лет.
Как играть: рассказывайте вместе с ребенком медленно стих, показывая количество пальцев, которое соответствует счету. Например, на фразе «шел один по дорожке» показать один палец и так далее.
Пальчиковая гимнастика для детей 6–7 лет
В это время начинается активная подготовка к первому классу
Занятия после шести лет нужны, чтобы сделать пальцы более гибкими, а их движения — точнее, говорит врач Ирина Мягкова. Это, по словам эксперта, поможет ребенку легче освоить письмо. Пальчиковая гимнастика для детей 6–7 лет:
«Рисуем буквы»
Возраст: 6–7 лет.
Как играть: произносите букву, а ребенка попросите нарисовать ее. Одновременно он должен вслух проговаривать ее. Таким же образом можно рисовать цифры, геометрические фигуры или предметы.
«Музыкант»
Возраст: 6–7 лет.
Как играть: предложите ребенку сыграть на воображаемом музыкальном инструменте, например фортепиано. Покажите на своем примере, как это нужно делать, или включите видео с настоящим исполнением. Уделите внимание тому, как должны двигаться пальцы и другие части тела.
Вопросы экспертам
Вот еще несколько вопросов экспертам о пальчиковой гимнастике.
Есть ли противопоказания к проведению пальчиковой гимнастики?
«Гимнастика безопасна, но существую противопоказания:
- травмы кистей (переломы, вывихи, растяжения, артриты и дерматологические патологии);
- острые инфекции или лихорадка;
- тяжелые формы ДЦП, эпилепсии, гипертонус — только с врачебным наблюдением;
- сильное отторжение занятий, сенсорные нарушения (например, при аутизме);
- аллергии на используемые материалы.
При противопоказаниях применяйте пассивный массаж или визуальные стимулы и консультируйтесь со специалистами».
Как правильно подобрать упражнения под возраст ребенка?
При подборе упражнений всегда нужно ориентироваться на возраст и уровень развития ребенка, говорит логопед Адэля Исханова. С младенцами используют пассивные движения, для детей повзрослее подойдут активные творческие задания. Эксперт рекомендует проводить занятия не более 10–15 минут в день и использовать стихи и песни — так ребенку будет интереснее.
Рекомендации по возрастным группам.
- Возраст от 0 до 6 месяцев характеризуется пассивным восприятием, говорит логопед. В это время развиваются тактильные ощущения и нейронные связи ребенка. По словам Исхановой, подходят упражнения «Ладушки» и «Семейка» («Этот пальчик — дедушка»).
- В 6–12 месяцев происходят первые активные движения, ребенок начинает повторять за родителями и другими взрослыми, улучшаются хватательные рефлексы и координация, отмечает логопед Исханова. Подходящая игра — «Сорока-ворона».
- С одного года до трех лет идет становление мелкой моторики и речевого аппарата. В это время ребенка можно готовить к самостоятельным играм со сложными элементами, говорит Исханова.
- В возрасте трех-пяти лет начинается подготовка к письму, будет полезно подключать упражнения с элементами счета.
- Во время занятий с детьми в возрасте пяти лет и старше подключают продвинутые упражнения, направленные на тренировку скорости и точности.
Всем ли детям нужна пальчиковая гимнастика?
«Пальчиковая гимнастика полезна большинству детей. При регулярном выполнении она оказывает положительное воздействие на физическое и интеллектуальное развитие ребенка. Необходимость именно регулярных занятий определяется индивидуально, исходя из состояния здоровья и готовности ребенка к нагрузке.
Признаки, говорящие о целесообразности активного внедрения пальчиковой гимнастики:
- низкий уровень физической активности ребенка;
- задержка в формировании тонкой моторики;
- трудности с речью, проблемы с развитием артикуляции;
- медленное освоение навыков самообслуживания (одевание, застегивание пуговиц);
- недостаточная подготовленность руки к обучению письму».
Главное о пальчиковой гимнастике
- Пальчиковая гимнастика — игровые упражнения для детей, в которых движения пальцев и кистей сочетаются со стихами и песнями. Они развивают мелкую моторику и готовят ребенка к запуску речи.
- Упражнения стимулируют рецепторы, которые активируют нервные пути и зоны головного мозга, ответственные за моторные и речевые навыки.
- Гимнастика тренирует точность движений, помогает правильнее говорить, положительно отражается на памяти и внимательности ребенка. Упражнения учат детей воспринимать чужую речь и подражать взрослым, развивают воображение, а сам процесс игры укрепляет эмоциональный фон.
- Занятия можно проводить каждый день, но небольшими подходами — до 10–20 минут в зависимости от возраста. Во время игры ребенок должен быть в спокойной и комфортной обстановке. Не стоит продолжать гимнастику, если он устал или потерял интерес.
- Упражнения для гимнастики подбирают по возрасту. В первые месяцы жизни ребенка стоит ограничиться пассивной гимнастикой и легким массажем рук в течение нескольких минут в день. По мере взросления упражнения усложняют и увеличивают их время.
- Пальчиковая гимнастика запрещена при травмах кистей, острых инфекциях, лихорадке и сенсорных нарушениях. С детьми, у которых тяжелая форма ДЦП, эпилепсия или гипертонус мышц, заниматься стоит только под наблюдением врача.

























