Почему я теперь (не) куплю машину. Что думают автовладельцы про утильсбор
. РБК Life собрал личные мнения и аргументы за и противАвтовладельцы объяснили, изменилось ли отношение к покупке авто из-за утильсбора

Российский кабмин утвердил новые правила утилизационного сбора, которые вступят в силу с 1 декабря. Теперь базовая ставка будет формироваться на основании типа и объема двигателя, а коэффициент рассчитываться по прогрессивной шкале согласно мощности авто.
Льготные ставки утиля для физических лиц сохранят только на автомобили мощностью менее 160 лошадиных сил. Это 3,4 тыс. руб. за новый автомобиль и 5,2 тыс. руб. для авто старше трех лет. Машины с более мощным двигателем попадут под коммерческие тарифы.
В свете одобренных правительством изменений в правилах расчета утильсбора на автомобили РБК Life опросил владельцев машин, планируют ли они покупку нового авто и почему, а также какая стоимость отпугнет их в текущих реалиях.
Константин Ожогин, автоэксперт Tamashi
Китайский кроссовер Voyah Free, который предлагается в электрической и гибридной версиях с силовыми установками мощностью 490 и 693 л.с. соответственно
Новые правила по утильсбору, вступающие в силу с 1 декабря 2025 года, меняют расстановку сил на автомобильном рынке. Если раньше для физических лиц действовала символическая ставка в несколько тысяч рублей, то теперь льгота сохраняется только для машин с мощностью до 160 л.с. Все, что выше, облагается коммерческой ставкой — в сотни тысяч и даже миллионы рублей. Так, для ряда популярных кроссоверов и электромобилей величина сбора уже превышает миллион, что автоматически включается в конечную цену у дилеров.
В результате многие потенциальные покупатели пересматривают планы: часть спешит оформить сделку до декабря, чтобы сэкономить, но большая доля потребителей предпочтет выждать. Удорожание затрагивает прежде всего сегмент автомобилей среднего и высокого класса, где утильсбор становится фактически барьером для покупки. Для массового потребителя это означает, что выбор будет смещаться либо в пользу вторичного рынка, либо в пользу моделей с мощностью до 160 л.с., где действуют прежние льготные условия.
Экономическая логика государства понятна: новые правила должны сократить объем серого импорта и стимулировать локальное производство. Но для покупателей это означает ухудшение соотношения цены и потребительских характеристик.
Даже если речь идет о безопасности, надежности или экологичности, сложно принять ситуацию, когда значительная часть стоимости автомобиля формируется не реальными качествами, а административной надбавкой.
Для многих семей психологический потолок цены на новый автомобиль сегодня составляет около 2,5 млн руб. Все, что выше этой планки, воспринимается как «слишком дорого» — особенно с учетом растущих расходов на обслуживание, страховку и топливо. Поэтому в ближайшее время рынок новых машин вряд ли увидит стабильный рост: спрос будет сдержан, а потребители станут осторожнее подходить к решению о покупке.
Андрей Коннов, основатель и генеральный директор Konnov media
Удорожание затронет прежде всего автомобили среднего и высокого класса
В ближайшее время не планирую приобретать машину. Причина — целая совокупность факторов: утильсбор, который еще ускорил рост цен на автомобили (а раньше казалось, «куда уж больше») и сделал их необоснованно дорогими, плюс слабая представленность автомобилей отечественной сборки на рынке. Иностранные бренды не спешат локализовать производство в нашей стране, опасаясь санкций. У отечественных производителей нет автомобилей, которые бы я был готов рассмотреть в качестве замены моего BMW X5.
Конечно, тут можно поиронизировать, что хочется Aurus, но он не в том ценовом сегменте, хотя для отечественных заказчиков хотелось бы, чтобы и такие премиальные автомобили были более доступными. Есть некоторые наработки на российском рынке, которые просто потенциально интересны, но это, как правило, на стадии предсерийного производство или прототипы. Пока машина дойдет до конвейера и полноценной сборки — неизвестно. А даже если она все-таки попадет «в серию», то ей важно переболеть «детскими болезнями», свойственными любой новой модели, и только после этого ее можно покупать.
Отдельный момент — высокая ставка ЦБ, которая сводит к нулю привлекательность кредитных и лизинговых программ. Кроме того, меня вполне устраивает нынешний автомобиль BMW X5, который отлично показал себя с точки зрения как надежности, так и комфорта и доступности обслуживания.
Для каждого понятие слишком дорого — разное. Но есть понятие рациональности, когда по цене автомобиля бизнес-класса (5–7 млн) можно купить квартиру в Новой Москве или ближайшем Подмосковье, то мне представляется покупка транспорта не вполне обоснованной. Такие средства лучше вложить в бизнес или недвижимость.
Последняя — это консервативный инструмент накопления, который помогает практически во все времена.
Денис Голдман, независимый пиар-консультант
«С декабря для любого нормального автомобиля мощнее 160 л.с. сбор взлетит до сотен тысяч, а для моторов побольше — вообще до миллионов»
Обновляю машину до конца октября. Новые правила утильсбора с 1 декабря заставили не откладывать, а, наоборот, ускориться с покупкой. Езжу на Camry 2020 года, пробег уже приличный. Машина требует вложений — подвеска, аккумулятор, расходники, подготовка к зиме влетает во все большую «копеечку». Плюс хочется что-то более представительное для встреч с партнерами.
Изучил ситуацию с утильсбором и понял — сейчас последнее окно возможностей. До 1 декабря для физлиц действует символическая ставка в несколько тысяч рублей. С декабря для любого нормального автомобиля мощнее 160 л.с. сбор взлетит до сотен тысяч, а для моторов побольше — вообще до миллионов. Та же машина, что сейчас стоит около 4–5 млн, через полгода подорожает минимум на полтора-два.
Дилеры сейчас распродают остатки со скидками — складам нужно освобождаться перед новыми правилами. Экономия может составить несколько сотен тысяч по сравнению с тем, что будет через пару месяцев.
Для меня комфортный ценовой потолок — до 5–6 млн. Дальше это уже избыточная роскошь. Сейчас за эти деньги еще можно взять приличную комплектацию с нужной мощностью. Если затянуть, придется либо переплачивать, либо смотреть в сторону локализованных китайцев — они не попадают под новые тарифы.
Арифметика простая: покупаю сейчас — плачу копейки утильсбора и получаю скидки. Жду полгода — плачу на миллион-полтора дороже. Выбор очевиден.
Александр Хачиян, основатель IТ-интегратора AWG и платформы гибкой занятости SkillStaff
«Физическому лицу уже невыгодно самостоятельно ввозить машину из‑за границы»
Новые правила утильсбора отменяют льготные ставки, в итоге остается только коммерческий «утиль». То есть физическому лицу уже невыгодно самостоятельно ввозить машину из‑за границы, а крупные официальные китайские бренды и так его платили. Поэтому стоимость на новые китайские авто практически не изменится — сбор немного увеличили на машины мощностью свыше 160 л.с.
Если покупать автоновинку китайского бренда, новые правила утильсбора почти не повлияют: в среднем цена вырастет на 100–250 тыс. руб. Другое дело — машины из «старого света». Например, новая BMW X5 с трехлитровым дизельным двигателем подорожает примерно на 2 млн руб., а такая модель старше трех лет — примерно на 3 млн руб.
Я рассматривал покупку нового авто от немецкого производителя. Пробег на старой машине уже большой, и не хотелось ждать, пока машина «посыпется». В итоге решил повременить с покупкой из-за нестабильности на рынке.
Сейчас трудно прогнозировать ключевые факторы: возможное повышение налогов, рост ставок, внешнеполитические изменения, а также что будет с инфляцией. Поэтому крупные и дорогие покупки — риск.
Для меня граница в стоимости авто зависит от модели и назначения: для семейного не хотел бы тратить больше 10 млн руб., а для личного автомобиля, покупаемого как статусный, — уложиться в 20 млн руб.




















