Техника чтения в начальной школе

. Методы проверки, нормы по ФГОС, подходящие тексты
Обновлено 19 сентября 2025, 13:58
Техника чтения в начальной школе
Фото: Volodymyr TVERDOKHLIB / Shuttherstock / FOTODOM

Согласно исследованиям дети, которые читают быстрее и увереннее, лучше справляются не только с языковыми предметами, но и с математикой. Чем легче ребенку читать, тем правильнее он понимает задания — а значит, и в целом успешнее учится [1]. РБК Life вместе с учителями рассказывает, что такое техника чтения, как ее улучшить и какие тексты читать.

Что такое техника чтения

Техника чтения — это совокупность навыков и умений, которые позволяют ребенку верно понимать письменный текст. Она включает:

  • умение распознавать буквы и слова, соотносить их со звуками и значениями;
  • правильное произношение при чтении вслух или внутреннем проговаривании;
  • развитие скорости и плавности чтения [2].

Техника чтения — количество слов в минуту, которое ребенок может прочитать. Объем текста с каждым годом увеличивается. Получается, чем старше ребенок, тем больше информации он должен уметь воспринять, чтобы хорошо учиться. В книгах по обучению скорочтению сказано, что важно не просто посчитать, сколько слов ребенок осилил за минуту, а использовать специальную формулу, которая выводит среднее количество слов в минуту. После чтения обязательно задают вопросы по тексту. Если ребенок прочитал, но ничего не понял, то его скорость чтения не имеет значения.

Екатерина Юдина
Екатерина Юдина
Учитель начальных классов высшей категории, Новосибирск

Проверка техники чтения: требования ФГОС

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) прописано, что ученик начальной школы должен овладеть техникой чтения вслух и про себя, но нет четких критериев по проверке навыка [3]. Каждая школа может самостоятельно устанавливать нормы и требования.

В методических пособиях и рекомендациях для учителей приведены ориентировочные критерии оценки техники чтения:

  • скорость чтения. Сколько слов в минуту может прочитать ребенок;
  • способ чтения. Ученик читает по слогам, целыми словами или группами слов;
  • правильность. Отсутствие запинок, ошибок, пропусков, неправильных ударений;
  • осознанность. Понимает ли ребенок смысл прочитанного: отдельные слова, предложения и общий текст; способен ли ответить на вопросы по тексту;
  • выразительность. Соблюдение пауз, интонаций, логических ударений; умение выразительно читать, передавать тон и ритм текста [4].

В разных школах, где я работала, проверка техники чтения не является обязательной процедурой. Если, например, контрольные работы в конце четверти или года должны выполняться, храниться и фиксироваться, то с техникой чтения ситуация иная. Как часто ее проверять и в каком формате — решает сам учитель. Отдельного требования или строгой формы нет.

Мария Синдицкая
Мария Синдицкая
Учитель начальных классов в гимназии № 1, Новосибирск

В прошлом году технику чтения даже убрали из Федеральных образовательных программ. Например, когда я была на общегородском методическом дне для учителей начальных классов, председатель много раз повторила, что никакой техники чтения в школе больше проверять не нужно — этим уже давно никто не занимается.

Екатерина Юдина
Екатерина Юдина
Учитель начальных классов высшей категории, Новосибирск

Как считать слова

Когда учитель проверяет технику чтения у ребенка, важно понимать, как правильно подсчитывать количество слов. По нормам, описанным в методических материалах, словом считается любая отдельная языковая единица, выделяемая пробелами, в том числе предлоги, союзы и частицы. То есть предлог «в» или союз «и» учитываются наравне с более длинными словами.

Ребенок читает текст вслух в течение одной минуты, а педагог фиксирует количество прочитанных слов. Если ребенок ошибся, но самостоятельно исправился, слово засчитывается.

Нормы техники чтения

1-й класс

В 1-м классе учебный процесс ориентирован на формирование у младших школьников положительного отношения к учению, развитие познавательной активности и самостоятельности, а также на создание ситуации успеха. Вместо традиционных отметок учителя чаще используют словесные формы оценки, например: «Прекрасно», «Молодец», «Постарайся».

2-й класс

3-й класс

4-й класс

Тексты для проверки техники чтения

Для эффективной проверки техники чтения важно правильно подобрать тексты, соответствующие критериям:

  • возраст читателя. Тексты должны быть адаптированы под возрастные особенности детей, чтобы обеспечить понимание и интерес к содержанию;
  • четкая структура. Тексты должны иметь логичное деление на абзацы, наличие заголовков и подзаголовков для облегчения восприятия;
  • словарный запас, соответствующий возрасту. Используемые слова и выражения должны быть понятны детям соответствующего возраста, с минимальным количеством сложных или редких слов;
  • отсутствие двусмысленностей. Тексты не должны содержать фраз, которые могут быть интерпретированы по-разному, чтобы избежать недопонимания;
  • интересное содержание. Тематика текста должна быть увлекательной для детей, чтобы поддерживать их мотивацию к чтению;
  • краткость и лаконичность. Тексты не должны быть чрезмерно длинными — оптимальная длина способствует лучшему восприятию и пониманию.

Тексты для проверки техники чтения в 1-м классе

«Белка и волк», Лев Толстой

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: «Пусти меня». Волк сказал: «Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете». Белка сказала: «Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя». Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: «Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем». (100 слов)

«Ступеньки», Николай Носов

Однажды Петя возвращался с детского сада. В этот день он научился считать до десяти. Дошел он до своего дома, а его младшая сестра Валя уже дожидается у ворот.

— А я уже считать умею! — похвастался Петя. — В детском саду научился. Вот смотри, как я сейчас все ступеньки на лестнице сосчитаю.

Стали они подниматься по лестнице, а Петя громко ступеньки считает:

— Одна, две, три, четыре, пять… (64 слова)

«В роще», Константин Ушинский

Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мед с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Зайчик бежал к ручью. Ручей журчал по камням. Он работал. Ручей поил чистой водой людей и животных. (38 слов)

Тексты для проверки техники чтения во 2-м классе

«Сила не право», Константин Ушинский

Прибежал Миша в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду верхом на палочке. Таня стояла и плакала. Выбежал из дому старший брат Сережа. Сереже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Миши куклу и лошадь. Миша побежал жаловаться отцу; а отец сидел у окна и все видел. (57 слов)

«Курочка», Евгений Чарушин

Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошел дождь. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала. Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, у кого глаз выглядывает. Не страшен дождь цыплятам! (52 слова)

«Золотой подснежник», Константин Пронин

После холодной, суровой зимы все ждут весну. Кто открывает весну? Весну цветов открывает ранний первенец — мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник растет на солнечных глинистых склонах. Мать-и-мачеха распускается раньше всех трав — до выставки ульев, до вылета первых пчел, до ледохода. Цветет этот чудесный цветок около двух месяцев. (51 слово)

Тексты для проверки техники чтения в 3-м классе

«Под елкой», Михаил Пришвин

Расскажу, как было в лесу перед самым дождем. Наступила такая тишина, что, казалось, каждый листик, каждая хвоинка силилась быть первой и поймать первую каплю дождя. Я увидел елку. Росла она в тени, и оттого сучья у нее были опущены вниз. Под елкой получился хороший шалашик. Невозможно передать прелести пребывания в лесу под елкой во время теплого летнего дождя. Хохлатый рябчик, гонимый дождем, ворвался в середину нашей густой елки и уселся над самым шалашом. Совсем на виду под веточкой устроился зяблик. Ежик пришел. Проковылял мимо заяц. И долго дождик шептал и шептал что-то нашей елке… И мы долго сидели, и все было так, будто настоящий хозяин лесов каждому из нас отдельно шептал, шептал, шептал… (114 слов)

«Пушок», Георгий Скребицкий

В доме у нас жил ежик. Он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушок. Если Пушок был голоден, он гонялся за мной, как собака. При этом еж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды. Летом я брал Пушка с собой гулять в сад. Он бегал по дорожкам, ловил лягушат, жуков, улиток и с аппетитом их съедал. Когда наступила зима, я перестал брать Пушка на прогулки, держал его дома. Кормили мы теперь Пушка молоком, супом, моченым хлебом. Наестся, бывало, ежик, заберется за печку, свернется клубочком и спит. А вечером вылезет и начнет по комнатам бегать. Всю ночь бегает, лапками топает. (114 слов)

«Сивка-бурка», русская народная сказка

Жил-был старик, и было у него три сына. Младшего все Иванушкой-дурачком звали. Посеял раз старик пшеницу, да только повадился кто-то ту пшеницу мять да топтать. Вот старик и говорит сыновьям:

— Милые мои дети! Стерегите пшеницу каждую ночь по очереди, поймайте вора!

Настала первая ночь. Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра. Приходит утром и говорит:

— Всю ночь я не спал, пшеницу стерег, а вора не видел. (80 слов)

Тексты для проверки техники чтения в 4-м классе

«Косточка», Лев Толстой

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. Очень хотелось съесть. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак и сказал тоже: «Нет, я не ел». Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь». Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал. (138 слов)

«Сирота», Мухтар Ауэзов

Хмурый вечер середины лета. У подножья гор Улытау сумрачная прохлада. Еле шевелит травы легкий ветерок. Солнце садится. В долине сгущаются тени. На горизонт грузно легли тяжелые тучи, и лучи заката, пробиваясь сквозь них, красят притихшие холмы в темно- багровый цвет, отчего они кажутся грустными, сиротливыми. Иногда луч вспыхнет ярко, предгорье оживет на мгновенье, и снова все вокруг мрачно и холодно. Три всадника едут по холмам. Они не спешат, но все же иногда с опаской поглядывают на черную тучу, надвинувшуюся на горы. Там идет дождь. Тоскливую тишину засыпающей долины нарушила песня одного из путников. Ее подтянули другие. Заунывно-протяжная песня казалась долгим возгласом великого смирения и терпения. Словно откликаясь на окружающее, песня то взмывала задорно и звонко, то снова текла уныло-однообразной дремотной мелодией. Песня как бы повторяла игру лучей уходящего солнца, которое бросало на вершины холмов крупные золотисто-алые мазки, а через мгновенье вдруг тускнело и скрывалось за тучами. Очевидно, стремясь сократить путь, всадники не свернули на широкую проселочную дорогу, ведущую мимо аулов, а поехали по петляющей среди холмов узенькой тропинке. (171 слово)

«На дне снежного моря», Виталий Бианки

Хуже нет для полевых и лесных зверьков, чем малоснежное начало зимы! Голая земля промерзает все глубже и глубже, становится твердой, как камень. Холодно стало в норках. Но вот повалил снег. Валит и валит и уже больше не тает. Сухое снежное море покрывает землю. Рябчики, тетерева, даже глухари ныряют в него с головой. Мышки-полевки выходят из своих подземных жилищ, бегают по дну снежного моря. Без устали ныряет в нем хищная ласка, невидимкой подкрадывается к мышкам и птицам под снегом. На дне снежного моря куда теплее, чем на его поверхности. Сюда не попадает леденящий ветер. Толстый слой сухой воды не пропускает к земле большого мороза. Многие мыши строят себе зимние гнезда прямо на земле под снегом — вроде как выезжают зимой на дачу. (121 слово)

Как улучшить технику чтения

Для улучшения техники чтения можно использовать следующие методы:

  • специальные упражнения из учебников по скорочтению;
  • повторное чтение одного и того же текста;
  • ежедневное пятиминутное чтение тихим голосом;
  • использование текстов, в которых часть букв перевернуты;
  • чтение с партнером;
  • разделение текста на фразы и чтение их поочередно;
  • распределение ролей и чтение с выражением;
  • чтение с остановками для обсуждения;
  • создание «стены слов» в классе с часто встречающимися словами [5].

Чтобы ребенок читал лучше, важно развивать несколько навыков одновременно. Во-первых, полезно тренировать мозг на более быструю обработку информации: помогают нейрогимнастика, рисование двумя руками, работа со слоговыми таблицами и таблицами Шульте. Такие упражнения расширяют «угол зрения» — ребенок начинает видеть слово целиком, а не складывать его по буквам.

Во-вторых, стоит следить за организацией процесса: книга должна находиться на правильном расстоянии, а при чтении можно использовать «проводник» — палец, карандаш или линейку. Это помогает сосредоточиться и не терять строку. Важно подбирать тексты по возрасту и уровню ребенка: в начальной школе лучше использовать художественные произведения с доступной лексикой. Параллельно необходимо автоматизировать звуки: если звуковая база не сформирована, ребенку сложнее читать бегло. Хороший результат дает комплексная работа: сочетание упражнений на внимание и скорость, чтение вслух с разбором текста и упражнения на понимание. При этом обязательно стоит фиксировать время чтения, но не как форму давления, а как способ показать ребенку его прогресс: сегодня он прочитал за три минуты, завтра попробует чуть быстрее.

Наконец, практика должна быть регулярной. Даже три минуты упражнений каждый день дают заметный результат уже через месяц–два. И очень важно помнить: если ребенок читает быстро, но не понимает прочитанное, нужно замедлиться и отработать именно понимание текста.

Екатерина Юдина
Екатерина Юдина
Учитель начальных классов высшей категории, Новосибирск

Самый простой способ повысить технику чтения у ребенка — просто читать. Причем не обязательно даже вслух. Я заметила и по себе в детстве, и по своим ученикам сейчас, что если ребенок много читает, даже про себя, со временем он начинает читать быстрее, в том числе вслух. Дело в том, что чтение — глобальный процесс: чтобы быстро прочитать слово, мы видим его и сразу узнаем целиком. Чем чаще ребенок видит слова, тем быстрее он их запоминает и воспроизводит вслух. То есть чем больше он читает, тем больше слов узнает и тем быстрее становится его чтение в целом.

Иногда в начале обучения, в 1-м или 2-м классе, могут возникать трудности с чтением. На это сильно влияют такие факторы, как дислексия или логопедические особенности. Ребенку сложнее воспринимать образ слова: буквы путаются, слово читается неправильно, и смысл теряется. В таких случаях рекомендуется заниматься по специальным пособиям, которые тренируют чтение. Например, есть задания, где половина слова скрыта и ребенку нужно узнать слово по верхней части, тексты, где буквы закрыты сверху решеткой или перевернуты, тексты, в которых часть букв пропущена, и ребенок догадывается, какое слово написано. Такие упражнения помогают концентрироваться на слове и постепенно ускоряют чтение.

Мария Синдицкая
Мария Синдицкая
Учитель начальных классов в гимназии № 1, Новосибирск

Комментарии эксперта

Как быть, если ребенок читает быстро, но не понимает содержание?

Сейчас очень популярна тема функциональной грамотности, есть пособия, которые помогают ее развивать. Кто-то делает упор на отдельные виды — читательской, математической, финансовой, естественно-научной, а кто-то говорит о глобальной функциональной грамотности. Но суть в том, что в любом случае работа всегда ведется через текст. Мы учим детей читать и отвечать на вопросы, выполнять задания с какой-то «подковыркой», исходя из прочитанного.

Чтобы ребенок действительно понимал текст, особенно в начальной школе, важно, чтобы чтение было вдумчивым. Это не просто «прочитал книжку — значит, понял». Обязательно нужны дополнительные вопросы к тексту. Иногда вопросы задаются до чтения: например, мы сразу говорим, что в этом тексте ребенок должен найти ответ на определенный вопрос. Он может быть достаточно общий — например: «После прочтения расскажи, как устроено растение». Иногда вопросы задаются уже после прочтения, и тогда ребенку приходится искать ответ — перечитывать текст или вспоминать, где именно это было написано.

Мария Синдицкая
Мария Синдицкая
Учитель начальных классов в гимназии № 1, Новосибирск

Какие тексты нельзя использовать для проверки техники чтения?

Важно, чтобы текст был адаптированным и художественным. Учебные тексты вроде энциклопедий для техники чтения не подходят: они перегружают мозг, и тогда сама техника чтения снижается. А еще тексты должны соответствовать возрасту ребенка. Например, четверокласснику нельзя дать «Войну и мир» на скорость — сложный слог и необычные речевые обороты замедлят чтение, ребенок не будет понимать текст и может в какой-то момент просто отказаться читать дальше.

Екатерина Юдина
Екатерина Юдина
Учитель начальных классов высшей категории, Новосибирск

Как часто проверять технику чтения?

Как часто проверять технику чтения, зависит от учителя и особенностей класса. Традиционно проверка проводится регулярно — кто-то каждую неделю, кто-то раз в четверть, раз в полгода или раз в год. В современных школах это не является обязательной процедурой: отдельного требования или графы для проверки техники чтения нет, поэтому частоту и формат выбирает сам педагог. Практика показывает, что часто проверять технику чтения в больших классах сложно, особенно если важно одновременно оценить понимание текста. Некоторые учителя проверяют только количество слов в минуту, другие — когда ребенок читает самостоятельно либо вообще не проверяют. Личный опыт показывает, что достаточно проверять технику чтения примерно раз в полгода, если дети регулярно работают с текстами на занятиях и выполняют задания по функциональной грамотности. При этом после чтения всегда следует задавать вопросы для оценки понимания прочитанного.

Мария Синдицкая
Мария Синдицкая
Учитель начальных классов в гимназии № 1, Новосибирск

Как выбрать книгу для самостоятельного чтения по возрасту?

Существует простой способ: обычно возраст указывается в аннотации книги — например, для младшего школьного возраста. Но на практике я всегда советую родителям и детям ориентироваться на интересы ребенка. Есть дети, которым текст может показаться сложным, но, если книга связана с их любимым сериалом, мультиком или рассказывает о животных, которые их увлекают, они начинают читать даже более сложные тексты, чем могли бы осилить по стандарту. Главное — чтобы книга была интересна. На мой взгляд, лучшее чтение — когда ребенок сам приходит в библиотеку или книжный магазин, выбирает книгу по обложке и листает страницы. Если он сам решает, что книга ему нравится, он будет читать с удовольствием. А если ему говорят: «Вот тебе подборка сказок Пушкина», — то это не вызывает интереса, чтение превращается в тяжелую обязанность.

Мария Синдицкая
Мария Синдицкая
Учитель начальных классов в гимназии № 1, Новосибирск

Главное о технике чтения

  • Техника чтения — это совокупность навыков (распознавание слов, правильное произношение, скорость, плавность и понимание текста), обеспечивающих успешное обучение.
  • ФГОС требует владения чтением вслух и про себя, но не устанавливает единых норм и обязательной процедуры проверки — правила определяют школы и учителя.
  • Критерии оценки: скорость (слов в минуту), способ чтения (по слогам или словами), правильность, осознанность, выразительность.
  • При подсчете слов учитываются все слова, включая предлоги, союзы и частицы; ошибки и паузы фиксируются, самокоррекция засчитывается.
  • Ключевым является не только скорость, а понимание прочитанного.
  • Тексты для проверки должны соответствовать возрасту, быть короткими, понятными, структурированными и интересными; энциклопедические и слишком сложные книги использовать нельзя.
  • Частота проверки не регламентирована: учителя выбирают сами — от еженедельной до раз в полгода; после чтения всегда задаются вопросы на понимание.
  • Методы развития техники чтения — скорочтение, повторное чтение, чтение с партнером и по ролям, упражнения на внимание (нейрогимнастика, таблицы Шульте), регулярная практика 3–5 минут в день.
  • Проблема понимания текста решается через функциональную грамотность: детям дают задания с вопросами и подводками, чтобы развивать вдумчивое чтение.
  • Выбор книг лучше доверить ребенку: интерес важнее формальных возрастных рекомендаций, мотивация растет, если текст соответствует увлечениям.
Поделиться
Авторы
Теги